

Просветительская работа с детьми старшего дошкольного возраста
В Ярославле 4 декабря 2019 г. состоялась итоговая научно-практическая конференция по итогам уникального проекта «Лаборатории одаренных дошколят».
Проект был реализован совместными партнерскими усилиями Ярославской региональной общественной организацией в сфере просвещения и социальной помощи «Народный университет», МДОУ «Детский сад №101» города Ярославля, филиалом Российского общества «Знание» в Ярославской области при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов на развитие гражданского общества.
Участники творческого коллектива:
организаторы
· Белова Ирина Владимировна – директор МДОУ «Детский сад №101»;
· Головчанов Сергей Станиславович, председатель ЯРО «Народный университет», директор филиала Российского общества «Знание» в Ярославской области, кандидат социологических наук;
· Девяткина Марина Анатольевна – методист, старший воспитатель «МДОУ «Детский сад №101»;
· Таргонская Татьяна Владимировна – методист, старший воспитатель «МДОУ «Детский сад №101»;
· Ульянова Нина Александровна – менеджер проекта, руководитель организационного отдела ЯРО «Народный университет».
преподаватели
· Астрономия – Сахарова Елена Борисовна;
· Биология – Маврина Елена Юрьевна;
· Физика – Паскарь Анжела Васильевна;
· Химия – Некрасова Наталия Леонидовна.
Миссия проекта: развитие интеллектуальных способностей, любознательности дошкольников средствами физико-химического экспериментирования, биологии и астрономии в условиях экспериментально-исследовательских лабораторий; повышение образовательного процесса детского сада в познавательном направлении.
Цель проекта: разработать и апробировать в рамках МДОУ «Детский сад № 101» организационно-управленческую модель образовательной сети «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ», обеспечивающей формирование и развитие компетенций дошкольников в области естествознания (биология, физика, химия, астрономия).
Образовательная сеть «Лаборатории одаренных дошколят» стала Первой настоящей исследовательской площадкой для дошкольников, представляет собой открытую систему лабораторий с различными формами образовательной деятельности в области физики, астрономии, химии, биологии.
Проект запустил эффективные механизмы мотивации всех участников образовательного процесса и оснащение Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 101» специализированным оборудованием для развития у дошкольников экспериментально – исследовательских компетенций.
Здесь через специально организованную образовательную деятельность, способствующую развитию интеллекта, дети успешно раскрывают свой потенциал и активно применяют его на практике. Специальные авторские программы, ориентированные на детей с высокой познавательной активностью и интересом к исследовательской деятельности, дают возможность дошкольникам не только получать дополнительное образование, но и учиться с интересом.
Образовательная сеть «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» стала очень востребованной среди детей и их родителей (законных представителей).
Участниками проекта были разработаны и апробированы программы дополнительного образования по всем направлениям образовательной сети «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» - физика, химия, биология, астрономия.
Программы прошли экспертную оценку в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского на кафедрах химии и биологии естественно-географического факультета, в Ярославском институте Педагогики и Психологии, в Институте развития образования Ярославской области и в Центре оценки и контроля качества образования Ярославской области.
Рецензенты:
· Разумова Анжелика Борисовна, кандидат химических наук, декан естественно-географического факультета Ярославского Государственного Педагогического Университета им. К.Д.Ушинского.
· Репина Алевтина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория и менеджмент», заместитель директора Института педагогики и психологии Ярославского Государственного Педагогического Университета им. К.Д.Ушинского
· Назарова Инна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области Институт развития образования.
· Королева Светлана Валентиновна, специалист Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области.
· Соколова Наталья Борисовна, специалист Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области.
Программы были рекомендованы для образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Достижения детей
Проект носил достаточно массовый и репрезентативный с точки зрения его дальнейшей трансляции характер: всего было охвачено 198 детей старшего дошкольного возраста.
Анализ графика достижения детей:
· Начало проекта: знания детей по направлениям были не более 40%
· Окончание проекта: знания детей по направлениям достигли высоких показателей и приблизились к 100% усвоения программы.
У детей сформировался устойчивый навыки по планированию и проведению исследовательской деятельности, количественному и качественному анализу информации, выявлению и систематизации законов и явлений природы, трансляции полученных результатов и первый опыт проектирования своей исследовательской деятельности и работы над собственными мини проектами.
Для оценки качества предоставляемой услуги было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников.
98% родителей полностью удовлетворены работой образовательной сети «Лаборатории одаренных дошколят» и 2% родителей частично удовлетворены предоставляемой услугой.
Перспективы
Открытие подобных центров дополнительного образования диктует само время.
Приоритеты развития дополнительного образования детей и переход в новое качественное его состояние на сегодняшний день является одной из приоритетных задач нашего государства.
Для успешной организации подобных образовательных сетей в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать условия для реализации вашего проекта, определить основные направления будущих образовательных программ и их ресурсное обеспечение. Также очень важно четко определить механизмы реализации проекта и систему мероприятий, которые позволят достичь ожидаемых результатов при условии четкого понимания показателей и индикаторов эффективности инновационного развития программы.
Образовательная сеть «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» стала новой ступенью развития дополнительного образования детей до 7 лет на базе дошкольных образовательных организаций.