
Успешно завершен проект Ярославского областного общества «Знание» совместно с Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и Ярославским государственным университетом им. П.Г.Демидова по обучению пожилых людей иностранному языку.
Цель проекта: повышение ресурсности людей пожилого возраста через освоение сложных программ обучения, связанных с повышенными требованиями к тренировке памяти, произношения, практического общения и снятия барьеров в новом ментальном поле.
Особенность проекта: применение профессионального психологического инструментария для конкретной предметной области знаний, в данном случае - в освоении иностранного языка.
Если в Ярославле в районе улицы Свободы вдруг вы встретите очаровательных дам, которые приветствуют друг друга исключительно фразами «Hello!», «How are you?» и «I am fine, thank you!», не удивляйтесь: перед вами участники курса английского языка Центра «Золотой возраст».
Для языкового курса группа была довольно большой – 16 человек. Но данный курс стал уникальным как с точки зрения возраста участников – всем участникам более 60 лет, так и с точки зрения их мотивации. Ведущему любой группы важно понимать, зачем на занятия приходит каждый из слушателей, ведь мотивация в данном случае у каждого своя. Помогать внукам делать уроки по английскому языку; слушать музыку и понимать смысл английских песен; общаться с близкими родственниками, живущими за рубежом и не говорящими по-русски; легко ориентироваться на англоязычных сайтах в интернете; поддерживать свою умственную активность и тренировать память – это далеко не полный список задач, которые поставили вначале курса участники. Поэтому уделить внимание каждому из участников стало важной задачей ведущей.
Нужно сказать, что все участники группы прикладывали большие усилия к тому, чтобы освоить материал, понять смысл каждого нового слова или оборота. Они не только тщательно выполняли домашние задания, но и активно подходили во время перерывов, чтобы задать вопросы или попросить проверить дополнительно составленные предложения. Как преподаватель, я была приятно удивлена старанием участников и стремлением «унести» с занятий как можно больше! Благодаря этому они сделали действительно большие успехи. Перед одним из занятий одна слушательница начала произносить по-английски слова, которые дополнительно посмотрела дома, выполняя задание, а сидящая напротив нее дама на чистом английском спросила: how do you spell that? - и первая стала диктовать правописание слова по буквам. Тогда я повернулась и сказала им с улыбкой: наверное, я свою задачу как преподаватель уже решила, дальше вы можете и без меня!
Были в курсе и определенные сложности. Различный стартовый уровень участников потребовал продумывания логики каждого урока для того, чтобы более опытным было интересно, а совсем начинающим – понятно. Также и материалы учебника необходимо было, где возможно, «выравнивать» по темпу прохождения материала, количеству повторений, иногда – по тематике. Ведь человек лучше всего запоминает то, что ему личностно близко и значимо, поэтому многие упражнения были нами выполнены в режиме от первого лица вместо повторения реплик учебника.
Благодаря сотрудничеству с Управлением международных связей ЯрГУ им. П.Г. Демидова, несомненным украшением курса стало участие занятиях Эмили Хоппер, 24-летней студентки из Великобритании. Эмили на протяжении данного семестра учится в Демидовском университете и очень уверенно осваивает русский язык. За время курса она провела несколько коротких презентаций для группы, рассказав о своей жизни в Англии, о типичных английских выходных и традиционных блюдах, показав прекрасные виды Манчестера, Шеффилда и Лондона. Она также отвечала на все наши вопросы о том, как же «на самом деле» употребляют то или иное слово англичане.
По словам самой Эмили, «Быть частью этих занятий было настоящим удовольствием. Мое участие в курсе было меньше сфокусировано на преподавании официального английского языка, но являлось больше возможностью поместить английский язык в реалистичный контекст через представление различных аспектов Британской жизни. Участники группы имели возможность узнать некоторые слова, которые в ином случае не встретились бы в их учебнике, и, в общем, моя часть была скорее неофициальной, и, надеюсь, приятной для всех!».
На заключительном занятии слушатели выразили благодарность всем организаторам и преподавателям курса, многие обозначили желание продолжать изучение английского языка. В качестве пожеланий было предложено давать еще больше домашних заданий между встречами (что еще раз показывает мотивацию к языку!), использовать больше работы в парах и продолжать применять игровые задания, которые так понравились участникам.
Особенно важной для слушателей оказалась доброжелательная атмосфера занятий, которая позволила одним преодолеть внутренние барьеры в разговоре на иностранном языке, другим почувствовать и развить свои способности, третьим – приобрести новых друзей, с которыми они намерены продолжать общаться за пределами курса, в том числе в качестве тренировки – на английском языке. А благодаря участию в занятиях Эмили Хоппер, как произнесла одна из слушательниц, «теперь нам Англия стала понятней и ближе!».
Надежда Головчанова
канд. психол. наук, старший преподаватель
кафедры консультационной психологии
ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Ярославль, 18 апреля 2016 г.