27 июня года в Ярославском региональном центре ЛИНК состоялась защита выпускных квалификационных работ по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Свои дипломные проекты представили руководители учреждений муниципальной сферы образования Рыбинска: департамент образования; МОУ СОШ № 20, 21, 24, 26, 28, 3; дошкольные образовательные учреждения №22, 57, 93, 109.
В состав экспертной комиссии вошли ведущие эксперты в области управления деятельностью образовательных учреждений:
• Головчанов Сергей Станиславович – директор Регионального центра Международного института менеджмента ЛИНК, кандидат социологических наук;
• Комраков Евгений Станиславович – ведущий тьютор МИМ ЛИНК, кандидат педагогических наук;
• Борзенков Виктор Леонидович - директор по аналитической работе и информатике ООО «Стройтехинвест», профессор, доктор педагогических наук, почетный работник высшей профессиональной школы;
• Шувалова Светлана Олеговна – директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный центр», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации.
Темы выпускных квалификационных работ слушателей связаны с приоритетными направления развития муниципальной системы образования г. Рыбинска и каждого образовательного учреждения. Все проекты направлены на повышение конкурентноспособности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг, удовлетворения основных запросов потребителей.
В ходе работы над проектом каждый слушатель проводил анализ ключевых проблем, формулировал наиболее важную для решения задачу и проектировал пути ее решения.
Проблемное поле дипломных проектов связано с обеспечением безопасности участников образовательного процесса, формированием здоровьесберегающей образовательной среды. Авторы дипломных работ сосредоточились также на создании условий для лицензирования медицинской деятельности в образовательных учреждениях, профилактике дорожно-транспортного травматизма, управлении процессом формирования здоровьесберегающей среды и реализации комплекса малозатратных способов ознакомления с приемами безопасного пребывания в различных ситуациях.
• «Разработка мероприятий, направленных на создание условий в системе дошкольных образовательных организаций для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности» - Деревянчук Любовь Ивановна, ведущий специалист Департамента образования Администрации городского округа г. Рыбинск;
• «Разработка предложения по экономически не затратным способам и приемам ознакомления с комплексом приемов безопасного пребывания в различных ситуациях» - Морозов Борис Олегович, заместитель директора МОУ СОШ №24;
• «Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды школы» - Бельских Лана Евгеньевна, заместитель директора МОУ СОШ№3;
• «Система профилактики дорожно-транспортного травматизма в д\с №109» - Воронина Галина Михайловна, заместитель заведующего ДОУ №109;
• «Предотвращение детского травматизма в ходе образовательного процесса в МДОУ детском саду общеразвивающего типа №57 г. Рыбинск» - Канарейкина Надежда Николаевна, заместитель заведующего ДОУ №57.
Еще одним блоком выявленных проблем стало удовлетворение запросов потребителей в высоком качестве образования и индивидуализации образовательных программ под запрос конкретного потребителя. Решение этих проблем предполагает реализацию сетевой модели профильного обучения на муниципальном уровне, развития системы работы с одарёнными и детьми и детьми с ограниченными возможностями, новых подходов к оценке образовательных результатов, реализации программы профильного обучения оборонно-спортивного направления.
• «Сетевые формы обучения школьников» - Серебрякова Светлана Владимировна, ведущий специалист департамента образования Администрации городского округа г. Рыбинск;
• «Управление процессом сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на примере СОШ №20 г. Рыбинск» -Хватова Ксения Алексеевна, заместитель директора МОУ СОШ №20;
• «Модель сопровождения одарённых детей в системе средней общеобразовательной школы №20» - Беляева Светлана Александровна, заместитель директора МОУ СОШ №20;
• «Обеспечение проведения изменений в школе №26, направленных на создание условий для планируемого совершенствования и развития потенциально одарённых детей г. Рыбинска, занимающихся во в неурочной деятельности спортивным туризмом и прикладными видами спорта на уровне среднего общего образования» -Дворецкая Ирина Юрьевна, заместитель директора МОУ СОШ №26;
• «Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования» - Малышева Марина Леонидовна, заместитель директора МОУ СОШ №28.
Управлению взаимоотношениями с основными заинтересованными сторонами, в частности с родительской общественностью и установлению долговременных отношений с потребителями с целью формирования привлекательного образа образовательного учреждения.
• Пути повышения привлекательности муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №93» -Королева Валерия Валерьевна, заместитель директор ДОУ №93;
• «Проект «Территория сотрудничества» - Юганова Ирина Валентиновна, заместитель директора МОУ СОШ №21.;
Управление персоналом образовательного учреждения в контексте обеспечения высокого качества образовательных услуг также легло в основу дипломных проектов, авторы сосредоточились на проблеме кадрового обеспечения образовательной деятельности и создание системы развития кадрового потенциала в образовательном учреждении.
• «Развитие кадрового потенциала как фактор успешности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 г. Рыбинск» - Воронина Ольга Владимировна, заместитель директора МОУ СОШ №24;
• «Обеспечение организации профессиональными кадрами для оказания качественных образовательных услуг» -Жукова Юлия Евгеньевна, старший воспитатель ДОУ №22.
Работа над дипломными проектами предполагала не только формулирование проблем, но и инициирование, реализацию и оценку эффективности изменений в деятельности образовательных учреждений. Слушатели проектировали процесс реализации изменений с помощью современных инструментов менеджмента, определение своей роли в процессе изменений, анализа движущих и сдерживающих сил, реализации 7-этапной модели изменений, останавливались на вопросе выбора стратегии изменений.
Планируя процесс изменений, особое внимание было посвящено преодолению сопротивления изменениям и операционного проектирования реализации процесса изменений. Слушатели на практике использовали инструменты, изученные при прохождении программы пофессиональной переподготовки: контур управления, диаграммы Ганта, план приверженности изменениям, мониторинговые карты и критические важные точки, влиящие на реализацию проекта.
По итогам очной защиты все проекты получили оценку «хорошо» и «отлично» и были рекомендованы к реализации в образовательных учреждениях.