Проекты

22 мая 2014 года в Ярославле состоялась отчетная пресс-конференция руководителей и участников проекта «Ярославия космическая».

Проект реализуется в рамках программ  государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций (Президентских грантов) в партнерстве Ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций (ЯРОО ВРКТ) «Петропавловская слобода» и Ярославской областной общественной организации – общество «Знание».

 

 Одной из важнейших задач проекта является создание и реализация системы образовательных событий для просвещения обучающихся старших классов общеобразовательных школ г. Ярославля по теме «Ярославия космическая». Организаторами проекта командам восьми ярославских школ были предложены пять тематических полей для поисково-исследовательской работы: 

- «Значение полета первой женщины-космонавта для развития космонавтики»;

- «Предприятия Ярославии – участники космических программ»

- «Ученые и специалисты Ярославии – участники космических программ»;

- «Настоящее и будущее российской космонавтики»;

-  «Настоящее и будущее мировой космонавтики».

Выбрав тематические поля, команды определились с конкретными темами исследования и начали работу в соответствии с этапами проекта:

- подготовительный (формирование проектной команды, презентация проектного замысла руководству заинтересованных школ Ярославля);

- разработнический (формирование команды тьюторов и школьных проектных команд);

- деятельностный (проведение установочного общекомандного тьюториала, внутришкольных тьюториалов, систематизирующих работу на полевом этапе поисково-исследовательской деятельности с целью поиска необходимой информации);

- камеральный  этап поисково-исследовательской деятельности (анализ собранной информации и данных, выбор формы презентации командного проекта).

Место проведения конференции было выбрано не случайно: ярославская школа №32 известна тем, что в ней училась ярославна - первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

В конференции приняли участие представители восьми творческих команд: ярославских школ №№13, 32, 36, 40, 74, 76, гимназии №3, детско-юношеского центра «Лад», а также директор школы №32 Моисеев Петр Александрович, руководитель Ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций (ЯРОО ВРКТ) «Петропавловская слобода» Балуева Надежда Николаевна, вице-президент Ярославской областной общественной организации – общество «Знание» (ЯООО ОЗР) России Головчанов Сергей Станиславович, менеджер по развитию Ярославского областного общества «Знание» М.В.Краюхин, администратор Ярославского областного общества «Знание» Н.А.Ульянова.

Цель конференции – подвести предварительные итоги работы поисково-исследовательских групп, выявить творческие открытия команд на основе собранного ими материала, спланировать время и формат итоговых отчетов по проекту в сентябре 2014 года.

Предоставим слово участникам конференции (стенограмма, с некоторыми сокращениями):

Головчанов Сергей Станиславович, вице-президент Ярославской областной организации – общество «Знание» России:

«Напомню, что когда мы совместно с Надеждой Николаевной задумывали этот проект, когда мы его еще писали, анализировали, рассматривали разные варианты его проведения, решили сделать его в живой форме, то есть создать творческие команды школьников, чтобы ребята поработали в этих группах и научились приемам поиска, анализа и презентации информации. Мы не хотели идти по пути, может быть, более простому:  организация лекций или других относительно формальных мероприятий. То есть цель проекта – активизировать творческие способности ребят, в данном случае по проекту «Ярославия космическая». На установочном тьюториале мы предложили вам на выбор из пяти тематических полей. Внутри выбранного вами поля вы сформировали свою конкретную тему. Сегодня мы хотели бы с вами поговорить о том, как идет реализация ваших командных проектов.

Во-первых, нас прежде всего интересует, какие творческие открытия ребята сделали по ходу работы над проектом. Хотя еще рано подводить итоги, но наверняка уже определенные наработки состоялись. Итоги мы будем подводить в сентябре, и тогда вы в окончательном виде покажете свои продукты - в ваших презентациях.

Во-вторых, мы не случайно собрались в школе №32. Это историческое место для Ярославля, оно связано с именем Валентины Владимировны Терешковой. Здесь, в месте, где она училась – особая атмосфера, особая аура и культура. Большое спасибо выражаем директору школы – Моисееву Петру Александровичу».

Моисеев Петр Александрович, директор школы №32:

«Когда меня назначили директором школы (девять месяцев назад) я понял, что попал в уникальную школу. Во-первых, необычная, уникальная архитектура – в городе всего две таких школы. Также, естественно, ландшафт, который нас окружает: он умиротворяющий, располагающий к мыслям. И, конечно, традиции школы и ее коллектив. Например, первого сентября, всех первоклассников принимают в «терешковцы» - если есть такая возможность, при участии Валентины Владимировны. Повязываем соответствующие галстуки, то есть, можно сказать, что у нас вся школа – школа «терешковцев». Мы спросили Валентину Владимировну, не обижается ли она, что у нее семья такая большая. «Нет, ни в коем случае». Меня тоже приняли в «терешковцы», с повязанным галстуком.

Благодаря Ирине Николаевне, учителю физики и заведующей нашего школьного музея, работа проделана достаточно большая. Во-первых, наши ученики приняли участие в 4-ой Всероссийской конференции «Юность, наука, космос» в Калуге, привезли много впечатлений, выступали, заняли третье место. У нас есть следующая традиция, далеко не в каждой школе это проходит – ежегодно мы проводим декаду космоса. Все дети, начиная с начальных классов, абсолютно, задействованы в этой декаде. Декаде предшествовало еще одно событие – юбилей Юрия Алексеевича Гагарина. В течение года к нам в школу достаточно часто в комнату-музей первой в мире женщины-космонавта приходили другие школы, в т.ч. школы с сурдопереводом, с переводчиком мы проводили экскурсии. 21-го апреля к нам приезжала делегация, участвовавшая в закладке звезды Андриана Николаева, во главе с заместителем руководителя Роскосмоса, включавшая также  руководящих сотрудников Центра Управления Полетами, Терешкову Елену Андриановну, которая оставила нам очень красивый календарь со своими автографами. Мы, конечно, принимаем участие в проекте «Ярославия космическая», готовим свои результаты, ну а вам желаю, чтобы все прошло плодотворно, космическая отрасль у нас немного отстает, и возможно, среди вас будут люди, кто поднимет ее на соответствующую высоту. Удачи вам!»

Балуева Надежда Николаевна, руководитель Ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций (ЯРОО ВРКТ) «Петропавловская слобода»:

«Проект «Ярославия космическая» был задуман двумя организациями: обществом «Знание» и «Петропавловской слободой». Наша организация занимается прежде всего территорией старейшей фабрики России – комбината «Красный Перекоп», это то место, где на протяжении 20-ти лет жила Валентина Владимировна Терешкова, и можно сказать, стартовала с этой территории. Ни один человек не может свершить свой важный жизненный подвиг – а свершает его каждый, независимо от размера этого подвига – без первоначальной среды, в которой он вырос. Для этого человек должен встать, стать личностью. Именно здесь формировалась личность Валентины Владимировны Терешковой, на этой заповедной земле, которая связана с историей России. Здесь Валентина Терешкова училась, работала.

Первая часть проекта является научной и связана со сбором материала, который мы преломляем в нашей второй части, практической. Все вместе именуется как раздел проекта «Ярославская фабричная девчонка с комбината «Красный Перекоп». Состоит он из трех подпроектов. Во-первых, обзорной экскурсии «Ярославия космическая», которую мы уже осуществили, и те, кто в ней участвовали, получили очень хорошие впечатления. Имеются однодневный, двухдневный и трехдневный варианты этой экскурсии. Цель создания экскурсионных маршрутов – положить начало этой большой патриотической популяризаторской работе, это как первая ступень ракеты, а в будущем будет реализовываться эта работа гораздо шире. Скоро нас ожидает вторая экскурсия – городская. Она связана с теми местами, где формировалась личность Валентины Владимировны и космической темой. Так что старт этого нового «корабля»-маршрута состоится в июне, и мы вам обязательно о нем сообщим. Третий вариант очень интересен – это пешеходная экскурсия по фабричному городку. Он может быть зимним (на лыжах), летним, разработана методика проведения этой экскурсии под названием «Повседневная жизнь фабричных в середине 20-го века». Она, казалось бы, не напрямую говорит о Валентине Терешковой и о космосе. Задача маршрута в том, чтобы рассказать о предтечах этого подвига: где училась будущая женщина-космонавт, где она играла на домре, прыгала с парашютной вышки. Это будет интерактивная и открытая выставка: улица Стачек превратится в прогулочную зону, которая будет иметь пять разделов, первый из которых посвящен истории фабрики, затем идет до стелы участникам Великой Отечественной войны, и доходим до вашей школы, где училась космонавт, и Петропавловского парка (раньше назывался «Парк имени 16-го партсъезда»), являющегося неотъемлемой частью района. Уже работают волонтеры – студенты градостроительного колледжа – над макетом этого места. Мы вместе с вами, с людьми-участниками «Ярославии космической» совершим эту прогулку-открытие. Уже пригласили владыку Вениамина, отца Сергия, отца Василия, благословивших наш проект. Это будет заключительная точка нашего раздела проекта, совмещенная с итоговой конференцией в сентябре.

Я очень рада, что родился этот проект. Я поняла на новом круге важность показа нашей заповедной территории, и посылать лучи, сигналы за пределы ярославского края, благодаря нашему сотворчеству. Надеюсь, будем успешно работать дальше, и встретимся на итоговых площадках. 

Макарцова Светлана Федоровна, тьютор команды школы №13:

«Тематическое направление, выбранное нашей группой – «Предприятия Ярославской области – участники космических программ». Объясняется это тем, что я – учитель истории, и мне интереснее руководить работой, связанной с историческими, а не физическими и химическими проблемами. Начали мы с того, что ребята в первую очередь посмотрели материал по предприятиям города Ярославля, обзвонили музеи Шинного завода, Моторного завода, дали оценку, какие вообще предприятия могли бы участвовать в этом проекте. Мы на первом заседании говорили о том, что одна из школ будет заниматься радиозаводом – и радиозавод мы не трогали. Естественно, многие предприятия с космосом оказались не связаны, и более подробно мы остановились двух объектах: Ярославском аэроклубе и научно-исследовательском институте масло- и сыроделия в городе Угличе. Идея, произнесенная на нашем первом заседании, о том, что в нашем Угличе производили космическую еду, так заинтересовала ребят, что они сказали: давайте первое, что мы узнаем, что там делали.

Что мы узнали о Ярославском аэроклубе, и связан ли он с космосом? Предприятие на самом деле оказалось очень интересным. Изучая историю аэроклуба, а основан он был в 1933 году, мы узнали, что уже в начальный период готовили в аэроклубе парашютистов, дельтапланеристов, летчиков. И самое интересное, что именно здесь Валентина Владимировна Терешкова стала заниматься парашютным спортом и совершила около 80-ти прыжков.

Что понравилось нам? Оказывается, аэроклуб сегодня получает совсем небольшую поддержку от органов областных, городских и муниципальных. Но клуб живет, выжил в условиях 90-х лет, и может предложить интереснейшую программу сегодня. Я не говорю, что в годы войны в клубе было воспитано 14 Героев Советского Союза, именами которых были названы наши улицы, в том числе улицы нашего родного Перекопа, и мы детям рассказываем об их истории (это, например, Артемьев, Балдин, Бахвалов, Докучалов, Жуков, Карабулин, Коптев, Крымов и т.д.). Четырнадцать Героев Советского Союза – пятнадцатым Героем стала сама Валентина Владимировна Терешкова. То есть клуб воспитал пятнадцать человек, которые прославили нашу страну. В 90-х годах в клубе произошли драматические изменения: оттуда вывели авиационный полк, который стоял, снизилось финансирование так, что им пришлось сдавать часть своих площадей. Но сегодня клуб по-прежнему работает. Что интересно: для детей ведется авиамодельный кружок «Мастер», готовят парашютистов и летчиков для легкой авиации. На ребят произвела впечатление экскурсия в аэроклуб, о которой расскажет Кирилл.

Мне хочется сказать спасибо начальнику аэроклуба Николаю Авенировичу Иванову, который наших детей встретил, организовал экскурсию, и хочется посоветовать школам, чтобы они бывали в Курбе. На самом деле, очень интересная экскурсия. Нам даже разрешили посидеть в АН-2 за штурвалом самолета, что не каждый может сделать в жизни.

Второе направление – научно-исследовательский институт масло- и сыроделия в Угличе. Здесь – небольшие сложности, до сих пор еще туда не съездили. Звоним, поддерживаем контакты с заместителем директора по научной работе Ниной Николаевной Ошиной, заместителем директора испытательного центра Соколовой Натальей Юрьевной, которые нам рассказали о программе космического цеха. Нам прислали воспоминания двух членов научно-исследовательской группы, которая этим занималась. К сожалению, многие члены уже ушли их этого отдела, кто-то уехал в Москву. Руководитель Надежда Павловна Захарова сейчас живет в Москве, редко бывает в Угличе, хотя воспоминания ее мы получили.

Очень интересный материал. Дело в том, что в 1969 году научно-исследовательскому институту было дано задание – изготовить сыр для космонавтов. В принципе всей программой занимался институт пищевой промышленности в Москве, а наш институт – только созданием комплексных сыров. С 1971 года начались поставки этого сыра для космонавтов. Работали две группы: одна занималась созданием сыра для спецпитания, вторая (отдел микробиологии) занималась контролем качества сыров. Принимали эти сыры военные представители. Дегустационными свойствами сыра занималась целая комиссия, которая принимала и оценивала эти сыры. Наши ученые из Углича сделали очень многое для создания космического сыра.

Я бы много еще могла говорить, потому что это очень интересное направление. Что мы можем представить? Мы будем продолжать работу с Угличем – нам обещали нас встретить, показать сам научно-исследовательский институт. Хотя на сегодня программа свернута, и сегодня этим институт не занимается. И продолжим работу по аэроклубу, попробуем восстановить историю аэроклуба. Настоящая его история еще не написана. Представим работы в виде презентации.

В адрес организаторов проекта могу сказать только слова благодарности. Наши ребята побывали на экскурсии «Ярославия космическая», и Кирилл сейчас об этом расскажет.

Гужва Кирилл, ученик 9 класса, участник команды школы №13:

«Мне очень понравились экскурсии в ярославский аэроклуб, в Тутаев и Рыбинск. Хочу немного рассказать об экскурсии в аэроклуб. Действительно, очень редко доводится в жизни посидеть за штурвалом самолета, это, конечно незабываемое впечатление. Очень интересна сама история клуба: выпустить пятнадцать Героев Советского Союза не каждому дано. Также было очень интересно почитать историю нашего Перекопа. Раньше группа и не знала, что существуют какие-то космические мифы, которые связаны с трамваями, с предприятием «Красный Перекоп». Не все мифы оказались правдой. Например, «разоблачили» миф о космических тканях, которые якобы производились на комбинате «Красный Перекоп». Есть свидетельства как возможные источники мифа о том, что Валентина Владимировна подарила на комбинате одеяла, которые могли бы лечить людей и были забракованы для полета в космос, а народ в результате создал миф. Еще один миф – трамваях, которые поставила ГДР в Ярославль в 1963-1965 годах. Ярославцы говорили, что эти трамваи были подарены Валентине Владимировне за ее полет в космос. На самом деле – нет, трамваи поставлялись в рамках целевой программы «Ярославль».

Макарцова Светлана Федоровна:

«То есть, это – отрицательный результат нашей исследовательской работы. Миф был, мы попробовали его проверить - оказалось, что это не так».

Балуева Надежда Николаевна:

«Миф связан с отношением ярославцев к Валентине Владимировны, все равно –  с положительным».

Маркова Татьяна Николаевна, тьютор команды школы №76:

«В какой форме вы будете делать итоговый отчет?»

Макарцова Светлана Федоровна:

«Во-первых, мы опишем результаты исследования в едином тексте, и, конечно, в презентации. У нас есть фотографии, есть воспоминания, интервью. Все это перекликается, то есть история состоит из маленьких кусочков мозаики, которые мы пытаемся сложить в одну цельную картину».

Головчанов Сергей Станиславович:

«Во первых, очень хорошо, что вы открыли аэроклуб и пригласили всех остальных участников проекта там побывать на экскурсии. Далее, история работы над проектом у вас может быть описана: этапы вашей работы, история аэроклуба – в вашем творческом варианте, плюс мифы, и если к этому добавить презентацию с фотографиями, это будет здорово. Результаты каждого вашего проекта будут размещены на всеобщее обозрение на сайтах – на  нашем, «Петропавловской слободы», и, возможно, на сайте общества «Знание» России. Так что мы сейчас в проекте работаем на всероссийскую аудиторию».

Ерицян Эдуард, ученик 7-б класса, участник команды школы №40:

«Наша группа решила выбрать тему «История создания и перспективы военно-воздушной академии им. Можайского». Как связана эта академия с космосом? За всю историю человечества практически не было времени, когда везде и всегда был мир. Из-за угрозы войны государства создавали средства защиты от нападения. Так появились морские и сухопутные войска. С развитием науки и техники, в том числе в космической области, появились воздушно-космические войска. Наша уникальная академия имени Можайского как раз и занимается подготовкой специалистов в сфере воздушно-космической обороны.

Мы решили описать историю училища: взяли интервью у генерала Короткова Александра Константиновича, он преподаватель истории. Мы также заинтересовали родителей учеников нашей группы (военных, преподавателей академии), которые также приняли участие в разработке нашего проекта

Важно, что на базе нашей школы создан кадетский корпус, один из первых в Ярославле».

Балмасов Антон, ученик 7-б класса, участник команды школы №40:

«Мне особенно запомнилась экскурсия на НПО «Сатурн». Было очень интересно увидеть историю развития двигателей для самолетов и вертолетов».

Стоянова Екатерина, ученица 7-б класса, участница команды школы №40 

«Мне понравился музей им. В.В.Терешковой в Никульском. Мы посетили место, где она она жила, дом, увидели космический аппарат, в котором она летала, было очень интересно и познавательно». 

Ерицян Эдуард:

 «Хотим высказать большую благодарность организаторам проекта «Ярославия космическая» за то, что они привлекают школьников, и меня тоже. Мы соберем дополнительную информацию, возьмем несколько интервью, и результат представим в виде презентации.  В академии имеется музей, и некоторые материалы, снимки из музея и т.д. можно будет включить в этот проект».

Лунев Андрей, ученик, участник команды школы №74 им. Ю.А.Гагарина:

 «Наша команда состоит из восьми человек. Наша группа выбрала такие направления:

- «Значение полета первой женщины-космонавта В.В.Терешковой для развития космонавтики»;

- «Настоящее и будущее мировой космонавтики».

Общая тема нашей работы – «Планета Валентины Владимировны Терешковой». Это не только родная земля космонавта, полет в космос. Мы изучали эту тему более широко. На сегодняшний день наша команда провела шесть тьюториалов. В целях работы мы встретились с журналистом Юрием Барышевым, провели встречу с претендентом на суборбитальный полет Дмитрием Кечемайкиным, встретились с космонавтом Юрием Ивановичем Лончаковым, с дочерью Валентины Владимировны Еленой Андриановной и сотрудниками Центра подготовки космонавтов. В завершение - каждый их участников проекта «Ярославия космическая» занял призовое место в городской научно-практической конференции. На вторых Гагаринских чтениях в секции «Мировая культура о космосе» были представлены работы пятых и седьмых классов с темами «Юрчихин – космонавт-фотограф», «Событийная история фотографии Ю.Барышева», «Космос глазами художника». На секции «Мир информации» были представлены две работы, занявшие призовые места: в одной из работ участвовал я с темой «Любимая планета Валентины Владимировны Терешковой», и была представлена тема ученицы 8-б класса «Улети парнем – вернись героем».

Проводя исследование, мы открыли для себя много нового, получили много интересной информации. Об этом мы расскажем на итоговой презентации, представим текстовую информацию плюс презентацию.

Проект дал команде много нового, он учит коллективной работе, учит слушать преподавателей, старших, участников своей команды. Проект заинтересовал не только участников, но и наших руководителей, а также родителей, которые также оказались привлечены к работе».

Суханова Ольга Валентиновна, тьютор команды школы №74 им. Ю.А.Гагарина:

«Здесь освещались очень интересные темы, и я, пользуясь случаем, хочу пригласить всех присутствующих для участия в Гагаринских чтениях. У нас в школе традиция научно-практических конференций солидная, в этом году проводили конференцию в семнадцатый раз, в следующем году состоится восемнадцатая конференция. Второй год проводятся городские Гагаринские чтения – городская научно-практическая конференция. В 2014 году несколько школ принимали участие. Я всех приглашаю на следующий год на нашу конференцию с теми результатами, которые будут наработаны к сентябрю.

Хочется присоединиться к предыдущим ораторам и поблагодарить инициаторов этого проекта за то, что они сумели и ребят мобилизовать на интересные исследования, и нас тоже. А самое главное, что такая работа, системная, действительно заставляет нас что-то сделать, потом подвести итог, затем еще поработать, подвести итог. То есть происходит накопление материала.

Я надеюсь на хорошее выступление нашей команды в сентябре. У нас еще многое в планах, есть и неожиданные результаты.  Например, на встрече с Юрием Барышевым, автором книги «Моя Валентина», мы увидели фотографии о Валентине Терешковой и очень скромные подписи под этими подписями. И когда мы копнули историю этих фотографий (кто на фотографии, какой это год и т.д.), обнаружили, что из 600 фотографий о Валентине Владимировне только 200, а остальные фото – о времени и о людях, которые ее окружали. И вот мы попытались с Юрием Барышевым найти этих людей с фотографий: разыскали их, взяли интервью и сделали историю фотографий из альбома, дописали книгу Юрия Барышева».

Смирнова Дарья Александровна, тьютор команды школы №36:

 «Команда нашей школы насчитывает четыре человека, и выбрала как направление работы  «Ученые и специалисты Ярославля – участники космических программ». Самое интересное, что ребят заинтересовало не только это направление, но и предприятия, которые работают по космическим программам, то есть работа разбилась на два направления. В рамках своей работы мы организовали несколько встреч-тьюториалов участников команды. Первую нашу встречу мы назвали «История развития космонавтики», так как посчитали нужным поговорить о космонавтике, о науке космонавтики в целом, чтобы больше заинтересовать ребят. Рассказали об этапах развитии космонавтики, познакомились с такими именами, как Николай Иванович Кибальчич, Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев, Юрий Алексеевич Гагарин и, безусловно, наша землячка Валентина Владимировна Терешкова. Ребятам была дана возможность посмотреть фильм о подготовке космонавтов к полету непосредственно в космос. Фильм основан на документальных кадрах, показывающих гидролаборатории, гидробассейны, где создается обстановка безвоздушного пространства и невесомости. При просмотре фильма возникло много вопросов: как себя чувствуют космонавты, как выдерживают нагрузки, в какой физической форме они должны быть – все очень заинтересовало ребят. Был даже задан вопрос: а где у нас учат быть космонавтом?

Ребят увлекла эта тема, и на следующей нашей встрече они рассказали о некоторых выдающихся людях, например, о Михаиле Архиповиче Люльке; рассказали об НПО «Сатурн». Продолжением этого рассказа стала экскурсия на это предприятие, и когда перешли от «теории» к практическому знакомству с заводом, интерес, конечно, усилился. Недавно, 16 апреля, в рамках очередного тьюториала, мы провели совместное мероприятие с библиотекой №4 имени Валентины Терешковой. Кроме того, в библиотеке состоялся Международный космический форум под названием: «Библиотека, музей, планетарий – модель культурного взаимодействия». Мы также участвовали в этом форуме. Сотрудники библиотеки показали нам экспозицию о космосе, созданную такими же ребятами, как и в нашей группе (фотографии звездного неба, поделки, детские рисунки). Ребята посмотрели фильм «Создание космического корабля «Восток»», подаренного библиотеке коллегами из Новосибирска. Мы узнали многое о Сергее Павловиче Королеве, о детстве Юрия Алексеевича Гагарина, который ощутил все нужды и тяготы войны.

Мы также рассказали о проекте, о своих наработках, и сотрудники библиотеки выразили желание сотрудничать с нами в дальнейшем.

 Дарья Сапетина, ученица 9-б класса, член команды школы №36:

 «Меня всегда интересовала тема «Космос и космические предприятия нашей области». И больше всего меня заинтересовало предприятие НПО «Сатурн», которое выпускает газотурбинные двигатели, двигатели для авиационной промышленности. Я готовила материал о директоре предприятия Федорове Илье Николаевиче. Информации в Интернете и средствах массовой информации было достаточно много, использовали также работу в библиотеках. Нам удалось побывать на самом предприятии: здесь мы узнали об истории создания двигателей, а также о самом процессе производства этих двигателей, о людях, которые их создавали».  

Смирнова Дарья Александровна, тьютор команды школы №36: 

«Что касается дальнейшей нашей работы, я думаю, мы также будем давать задания ребятам, и они впоследствии, по результатам своей работы, будут давать итоговую информацию. Итоговым результатом всей работы группы будет, безусловно, текст, структурирующий накопленный материал, который позволяет какую-то информацию скорректировать, какую-то – дополнить. У нас также имеются фотоотчеты с каждой нашей встречи, с каждого тьюториала. И, конечно, это – итоговая мультимедийная презентация по всем результатам нашей работы».

Балуева Надежда Николаевна:

«Ждем ваши материалы – до окончательной презентации. Мне кажется, может быть я чуть опережаю время, но уже те, кто рассказали о своей работе по проекту «Ярославия космическая», совершенной за эти полгода, показали, насколько разнообразны эти подходы, результаты».

Головчанов Сергей Станиславович:

 «Собственно говоря, мы так и планировали: работа групп в заданных направлениях должна быть самостоятельной, развивающей и творческой, начиная с планирования, определения тем, подходов, методов.  Мы задаем в основном организационный формат: графики тьюториалов, примерный график и формы отчетности и т.д.

Вопрос к команде: проведена большая работа, но можете ли вы сказать, состоялись ли у вас открытия в ходе разработки темы – для себя, для других?». 

Смирнова Дарья Александровна: 

«Да, конечно, одна из участниц команды работала в библиотеке, писала о Борке, это было новое для нас.

НПО «Сатурн» - для нас, для ребят это – открытие».

Краюхин Марк Вячеславович, менеджер по развитию Ярославского областного общества «Знание»: 

«В Борке – очень интересная геофизическая лаборатория, изучающая движение литосферных плит и магнитных свойств Земли, в мире таких станций 12 или 13. Я могу подсказать, к кому обратиться за консультацией:  Гарин Эдуард Витальевич, председатель Борковского историко-родословного общества, краевед, научный сотрудник. Когда мы там работали, мы видели эту лабораторию, уникальное оборудование, прогнозирующее погоду, природные и космические влияния».

 Смирнова Дарья Александровна: 

«Мы подумаем, как это организовать, экскурсию, может быть, в июне, чтобы в сентябре иметь материал. Об этой лаборатории широко не известно, хотя она по-своему уникальна.  Спасибо большое за информацию, мы обязательно поработаем».

Маркова Анна, ученица 9-а класса, участник команды школы №76:

 «Тематическое поле нашей исследовательской работы – «Значение полета первой женщины-космонавта для развития космонавтики», тема работы – «Звездный путь». На сегодняшний день наша творческая группа сделала подборку материалов, подыскала тексты из различных источников, в том числе из книги, которую подарила нам сама Валентина Владимировна Терешкова. Мы создали также презентацию. Руководитель нашей группы, Татьяна Николаевна, встречалась с Валентиной Владимировной Терешковой и договорилась о специальной встрече с ней, надеемся, что эта встреча состоится. Сценарий этого мероприятия и вопросы для интервью Валентины Владимировны мы также подготовили.

В процессе реализации проекта мы узнали много нового о первой женщине-космонавте. Изучив много статей о Валентине Владимировне, пересмотрев множество интервью с ней, мы заинтересовались вопросами:

- отличается ли подготовка женщин-космонавтов от подготовки мужчин?

- трудно ли было готовиться к полету в космос?

На последний вопрос у нас уже готов ответ. Мы побывали в Звездном городке, в Центре подготовке космонавтов. Об этом и другом наша группа расскажет на заключительной конференции в сентябре. Мы представим отчет по итогам проекта в форме доклада и презентации. А если к тому времени состоится встреча с Валентиной Владимировной Терешковой, мы сделаем еще и фильм.

В заключении я бы хотела от нашей группы поблагодарить организаторов за интересную экскурсию в село Никульское – музей В.В.Терешковой, на НПО «Сатурн» и в город Тутаев, а также за оказанную помощь во встрече с В.В.Терешковой».

Маркова Татьяна Николаевна: 

«От себя хочу добавить: спасибо за организацию встречи с Валентиной Владимировной. Просто не ожидала, что это такой интересный и простой человек в общении. Марк Вячеславович познакомил меня с одним из депутатов, который и организовал встречу. Теперь о ее будущей встрече с командой: я переговорила с помощницей Валентины Владимировны, которая сказала: мы встретимся, обязательно. В любом случае, мы сделаем об этой встрече фильм.

У меня в руках книга, подаренная Валентиной Владимировной: «Валентина Терешкова. Путь к звездам». Мы сотрудничаем с Планетарием, участвуем во всех конференциях, проводимых по космической теме.

На встрече с Валентиной Владимировной я ей рассказала о нашем проекте «Ярославия космическая», это и была, собственно, цель нашей встречи».

Балуева Надежда Николаевна:

 «Я предложила бы нам, организаторам, подключиться к организации этой встречи. Может быть, в планетарии – центре им.В.В.Терешковой.  И сказать о том, что это – часть проекта, будет подготовлен фильм, то есть акцентировать важность встречи».

Маркова Татьяна Николаевна:

 «Валентина Владимировна, когда я назвала варианты места встречи (школа, приемная, КПЦ им. В.В.Терешковой-планетарий) однозначно ответила – в КПЦ».

Головчанов Сергей Станиславович:

 «Мы подключаемся к организации встречи, она, безусловно, поднимет весь проект на новый уровень». 

Кашин Константин, участник команды детско-юношеского центра «Лад»:

 «Здравствуйте, уважаемые участники проекта «Ярославия космическая»! Детско-юношеский центр «Лад», участвуя в проекте, выбрал тематическое поле «Предприятия Ярославии – участники космических программ», о чем мы заявили на нашей общей встрече 16 января в центре им. В.В.Терешковой. За прошедшее время исследований нами был собран, проанализирован и структурирован материал о предприятиях и организациях, имеющих прямое и косвенное отношение к космосу. Следует отметить, что изначально мы сузили территориальные границы до Фрунзенского района города Ярославля, где и находится структурное подразделение центра «Лад». Таким образом, тема исследования звучит так: «Предприятия и организации Фрунзенского района города Ярославля – участники космических программ». Изначально мы прорабатывали рабочую тему «Роль Ярославского радиозавода в развитии космической отрасли», тем более, что сам завод расположен в шаговой доступности от структурного подразделения центра «Лад». Много материала мы нашли на сайте радиозавода. Нас интересовало и само производство, но дальше музея завода нас не пустили. Сказался тот факт, что с советского времени завод был закрытым секретным предприятием. Но между администрацией нашего центра и руководством завода были в конечном счете налажены связь и сотрудничество. Так, 10 июня учащиеся нашего центра во время проведения летнего лагеря пойдут на экскурсию на завод, тем более, что многие из обучающихся являются детьми работников радиозавода.

В ходе работы открылось, что технический персонал нашего центра до выхода на пенсию были работниками радиозавода. Поэтому одним из методов исследования стали интервью с ними, результаты которого будут представлены в конечном варианте нашего отчета. Мы планируем представить его в реферативной форме.

По результатам интервью можно сделать предварительные выводы:

Продукция завода проходит тщательную систему проверки на качество, брак исключен. Ассортимент постоянно обновляется. На заводе жесткая дисциплина. Дата открытия завода – 1915 год. На протяжении своей почти столетней истории завод менял свое название, принадлежность к тому или иному ведомству или министерству. С 1967 года завод имеет косвенное отношение к космической отрасли, с момента выпуска спутниковой аппаратуры радиосвязи. Радиоаппаратура предназначена не для оснащения космических кораблей, а для спутниковой радиосвязи. Это – космическая аппаратура бытовой связи системы «Глонасс».

Рядом с радиозаводом находится бывшее профессионально-техническое училище №18, сейчас это – техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций. Это учебное заведение также попало в поле нашего исследования. Почему? Между нашими учреждениями налажено сотрудничество: студенты техникума приходят к нам на занятия, а мы к ним в лаборатории и мастерские на экскурсии. Между радиозаводом и техникумом всегда существовала тесная связь. Техникум готовит специалистов для радиозавода, которые монтируют приборы для спутниковой связи в космической отрасли.

Следующий объект нашего исследования возник случайно. Хотя определенную причинно-следственную связь нам дает ДОСААФ, где в свое время занималась Валентина Владимировна Терешкова. Это – бывший аэропорт Дядьково, находившийся во Фрунзенском районе. Этот аэропорт был создан в 1942 году для нужд фронта. Сюда во время войны перегоняли американские самолеты «Бостон». В 60-е годы 20 века этот аэропорт был ликвидирован, на нем проводились прыжки парашютистов общества ДОСААФ. Вполне возможно, что здесь могла совершить свой прыжок Валентина Владимировна Терешкова, правда, документальных фактов, подтверждающих это предположение, мы не нашли.

Окончательные результаты нашей исследовательской работы мы представим в итоговом отчете на конференции в сентябре. Спасибо за внимание».

Балуева Надежда Николаевна:

 «Есть пожелание к команде центра «Лад»: закончить плодотворную работу, начатую командой. И, конечно, ее оживят воспоминания людей, которые трудились на предприятии».

Краюхин Марк Вячеславович:

 «У вас в центре, насколько я знаю, есть кружок, связанный с техникой»

Кашин Константин: 

«Да, мы занимаемся робототехникой и радиотехникой».

Балуева Надежда Николаевна:

 «Может быть, вы подумаете о том, чтобы по итогам проекта сделать какую-нибудь техническую модель? Космос и робототехника – связанные вещи. Роботы посылались в космос».

Кашина Оксана Валерьевна, тьютор команды центра «Лад»:

 «Мы единственные в этом проекте, представляющие учреждение дополнительного образования. Все остальные участники – представители общеобразовательных школ. Но мы нисколько не огорчились. На вопрос моим воспитанникам, интересно ли им заниматься проектом, отвечу: поверьте, они вели в течение этого года не один проект. Они участвовали в первых городских Днях науки и техники, которые мы организовывали, успешно выступили на седьмой конференции научно-исследовательских работ и победили в технической номинации. Поэтому они еще не ощущают – нравится или нет, просто они «варятся» в этой среде постоянно.

Материалы и результаты, которые мы имеем по проекту «Ярославия космическая», нам уже пригождаются сейчас. У нас начинает работу профильный лагерь, тематический, рабочее название – «Робот-сити». И маршрут, который ребята нашли – радиозавод, техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций (рядом с нами) и (чуть-чуть подальше) бывший аэропорт Дядьково – это маршрут путешествия наших воспитанников в рамках проведения этого  лагеря. То есть, может быть, и ребята младшего звена, а это в основном возраст 10-12 лет, тоже помогут нам, и в результате этого путешествия по этим «станциям» нам предложат какие-то свои мысли, результаты.

Что касается сотрудничества с радиозаводом, активно налажена связь с родителями воспитанников, которые работают на заводе. Рассказы, о том, как работает радиозавод, в описательном виде у нас будут представлены. С трудом мы добились сейчас, в июне, экскурсии в цеха. Дальше музея нас не пускают. Мы это объясняем тем, что предприятие закрытое, засекреченное. И даже известные люди, бывавшие на заводе (путешественник Федор Конюхов), дальше музея в ходе экскурсии не прошли. Нам этот барьер понятен.

Есть еще один положительный момент. Наше структурное подразделение центра «Лад» функционирует всего год, но мы пытаемся совместно с ЯрГУ им.Демидова и Техническим университетом сформировать техносферный кластер на Липовой горе, в который будет входить наше учреждение, радиозавод и техникум. И наше предложение о сотрудничестве – если вы планируете дальше продолжать ваш проект – приглашайте, пожалуйста, в качестве участников учреждения дополнительного образования и начального профессионального образования. Как раз эти учреждения могут делать роботехнические модели, которые вы нам предлагаете.

Они смогут воплотить их в практику реально, именно на уровне вклада в космонавтику. Там учатся очень развитые интеллектуально и технически грамотные студенты. Нам приятно, что в рамках этого проекта нам удалось познакомиться и с педагогами, и с ребятами-студентами.

На наш центр делается ставка в развитии робототехники. Этим также занимается 87-я общеобразовательная школа Ярославля.

Не пугайтесь слова «робототехника». На самом деле, это лего-конструкция с мотором и с датчиками. Этим занимаются у нас даже ребята дошкольного возраста и первоклашки. Это – базовый уровень робототехники.

Головчанов Сергей Станиславович:

 «Может быть, есть смысл связать тематику проекта «Ярославия космическая» с разработкой робототехники? Мне кажется, есть смысл связать то, чем вы занимаетесь профессионально и тему космоса».

Балуева Надежда Николаевна:

 «Мне тоже кажется, что это знак, совпадение: ваше участие в проекте «Ярославия космическая» и то, что вы начали заниматься робототехникой».

Кашина Оксана Валерьевна: 

«Я правильно понимаю, уважаемые коллеги, что общество «Знание» тоже могло бы стать участником кластера, то есть речь не только об этом проекте?»

Головчанов Сергей Станиславович:

 «А почему нет – если мы будем сотрудничать в наших проектах с техносферным кластером, введем в них техническую составляющую – это будет на пользу всем».

Краюхин Марк Вячеславович:

 «Дело в том, что этим проектом работа не заканчивается, у нас еще будут проекты».

Соловьева Ирина Николаевна, тьютор команды школы №32:

 «Мы выбрали тематическое поле – «Первая женщина космонавт – Валентина Владимировна Терешкова». Тему мы уже озвучивали: «От школьной тропинки до звездных дорог». Мы работаем над созданием психологического портрета Валентины Владимировны. Ребята, изучая архивные и музейные документы, книги, просматривая фильмы, составляли портрет, комплекс человеческих качеств, которые позволили простой фабричной девушке достичь таких высот.

Надо сказать, что рассматривая материалы, книги, они нашли столько положительных качеств, что я даже была удивлена. Причем качеств, подкрепленных высказываниями окружающих людей, начиная от генерала Каманина, заканчивая современниками, например, певцами, такими, как М.Тишман и т.д. Сейчас сбор материала практически закончен, и мы приступили к его обработке.

Что нам хотелось бы сделать, и что мы планируем сделать: когда у нас в гостях были представители Центра подготовки космонавтов и Елена Андриановна, она пообещала нам дать интервью, ответить на вопросы и рассказать о том, какая была Валентина Терешкова как мама, с этой точки зрения. Телефон ею оставлен, и мы надеемся, что свяжемся и сделаем это интервью. Вопросы к интервью уже готовы, и мы постараемся его заснять на видео. Планируем провести это интервью в нашем музее, посвященном Валентине Владимировне.

Далее, что очень хотелось нашим учащимся – о дальнейших перспективах российской космонавтики. Сначала мы стали изучать тему с научной точки зрения, и наши учащиеся участвовали в научно-практических конференциях, например, с такой работой, как «Космические технологии в современной жизни и науке». Потом, когда мы побывали с нашими партнерами в библиотеке №4, и прослушали одно из выступлений «О космизме» (речь шла о К.Э Циолковском), возникла идея восстановить, как представляли будущее космонавтики русские космисты. И сейчас работаем еще и над этими материалами. Хотим совместить философию космизма и прикладную космическую тематику.

Господин Лончаков пообещал нам, как и 74-й школе, экскурсию в Звездный городок. Мы написали письмо с просьбой, чтобы действующие космонавты поделились с нами о том, что они думают о будущем космонавтики. Дело в том, что сейчас часто идет речь о том, что многие направления пора закрыть, что роботы лучше справятся с космическими полетами, тем более, что с МКС начинаются проблемы.

Все представим в виде презентации и в текстовом отчете».

Головчанов Сергей Станиславович:

 «Мне понравилось, что вы пытаетесь соединить проект и  тему К.Э.Циолковского как предтечу, разработчика космической темы, космизм. Может быть, тему К.Э.Циолковского раскрыть шире, как человека незаурядного, творческого?»

Соловьева Ирина Николаевна:

 «Тему К.Э.Циолковского постараемся раскрыть, у нас есть материалы, и мы можем обратиться еще в музей К.Э.Циолковского, они не откажут. Этот человек не забыт, в Калуге он популярен. Есть и другие космисты, но для детей К.Э.Циолковский более понятен. Можем показать, как он писал, о чем он думал, что сейчас реализовано и что не реализовано из его идей. У нас реализована маленькая толика того, о чем он говорил и писал. Он, например, говорил, что нам никогда не вырваться за пределы Солнечной системы, но, с другой стороны, когда-то утверждали, что и силу земного тяготения невозможно преодолеть. Тем не менее, это случилось. То есть наши дети стали думать в этом плане.

У нас была традиция – мы проводили «Циолковские чтения» в школе, и обычно мы рассматривали К.Э.Циолковского как ученого-энциклопедиста, несмотря на то, что он имел три класса образования, как единственного академика, который даже не закончил начальную школу. Он рассматривался и как педагог, и как ученый со своими взглядами на устройство Земли, и как биолог. Каждый учитель-предметник представлял его со своей позиции: ведь как М.В.Ломоносова можно представить, так и К.Э.Циолковского, причем в связи именно с будущим: что он предвидел, что у нас есть, и что с нами будет в будущем. В том числе и его идеи о будущем космонавтики. Мы, естественно, все это отразим в отчете, правда, времени осталось мало для того, чтобы собрать материал воедино»

Коровин Сергей Викторович, руководитель телекомпании «Заволжье»:

 «Мы давно сотрудничаем с Сергеем Станиславовичем и Надеждой Николаевной, и хочу сказать, что у нас накоплено очень много материала, в том числе который мы снимали в Рыбинске и Тутаеве. Через двенадцать дней будет эфир, и он появится в Интернете. Второе: я постоянно слышу, что в презентациях используется текстовой материал. А, может быть, со школами нашим видеоматериалом поделиться? Главное, чтобы все это шло на популяризацию проекта. Мы, в свою очередь, готовы дать каждой школе рабочий материал».

Мы не случайно даем столь подробный отчет о том, как проходит проект «Ярославия космическая».

Он показывает, насколько первоначальный замысел – активизировать творческие усилия школьников, сформированных в поисково-исследовательские группы, при помощи опытных и квалифицированных преподавателей – может быть воплощен практически.

На наш взгляд, такая методика работы по патриотическому воспитанию молодежи является одной из наиболее эффективных.

Выражаем благодарность всем участникам проекта «Ярославия космическая»: тьюторам, учащимся и организаторам, а также всем, кто оказывает ему поддержку!

 

Отправить заявку

Введите контактные данные для связи с Вами. Наш менеджер в кратчайшие сроки перезвонит Вам, чтобы уточнить детали заказа.