г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 64-70-50

Прошедшие события

Курс "Особенности психологии и поведения пожилых людей: практика образовательной деятельности

Пургина Л. Г., преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Особенности психологии и поведения пожилых людей: практика образовательной деятельности

Люди зрелого, золотого возраста составляют значительную часть населения страны, это примерно 1/5 часть жителей России.

Учитывая, что уходящий на пенсию в 55-60 лет человек достаточно активен, необходимо дать ему возможность быть востребованным.

Информационно-образовательный центр «Золотой возраст» проводит обучение основам психологических знаний по программе «Психология личности».

Целями данного курса являются: формирование позитивного сценария жизни, снятия синдрома «хронической усталости» и эмоционального выгорания, обучение основам психолингвистики и определение связи эмоций человека с его здоровьем.

Психологические и эмоциональные проблемы, конфликты с окружающими, тревожная перспектива собственной жизни, заниженная самооценка – вот далеко не полный перечень проблем людей ушедших на пенсию.

Часто конфликты трансформируются в болезнь и большинство заболеваний (около 80 % по данным ВОЗ) имеют психогенные причины.

Программа «Психология личности» учитывает, что к старости редко формируется новая жизненная позиция. Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что пожилые становятся более капризными, вспыльчивыми, обидчивыми, эгоцентричными.

Обычно психологи выделяют пять типов жизненных позиций пожилых людей:

  1. Конструктивную,
  2. Зависимую,
  3. Защитную,
  4. Враждебную,
  5. Активную.

В чистом виде все перечисленные позиции встречаются редко, часто отдельные элементы всех позиций проявляются в смешанных взаимосочетаниях.

Одной из задач курса «Психология личности» является – показать положительные стороны пожилого возраста, развеять старые стереотипы мышления и комплексы, которые возникли за долгие годы жизни.

Учитывая, что у большинства людей, в силу разных причин, возрастает уровень конфликтности, автор программы особое внимание уделяет теме «Психология конфликта».

Различны формы работы – лекции, беседы, деловые игры, логические задания – помогают выработать алгоритм поведения в различных конфликтных ситуациях.

Работая над данной темой, невозможно обойтись без основ психолингвистики и коммуникативных психотехнологий.

Для многих людей зрелого возраста, живущих в семье с детьми и внуками, необходимы знания по основам психологии семейных отношений. Что поможет избежать излишних конфликтов, ссор, обид и скандалов, разрушающих здоровье. С легкой долей юмора слушателям предлагается «Памятка инициатору ссоры»:

  1. Никогда не ссорьтесь при детях и посторонних.
  2. Для семейной ссоры выбирайте только одну тему.
  3. Не ссорьтесь за столом во время еды.
  4. Никогда не критикуйте внешность оппонента и «не касайтесь» его родственников.
  5. Не употребляйте бессмысленных фраз – «С тобой никогда не договориться, ты все равно не поймешь и т.д.».
  6. Не копите обиды - поссорились и быстро об этой ссоре забудьте.

В зрелом возрасте, когда накоплен жизненный опыт, наработать стереотипы поведения психологу приходится при работе с пожилыми, учитывая эти факторы. Требуется убедительная мотивация для изучения основ практической психологии и изменения некоторых взглядов и поведенческих реакций. И здесь задачей психолога часто является умение перевести проблему и конфликт из эмоциональной области в когнитивную.

При изучении курса «Психология личности» слушатели овладевают основами рефлексии (это процесс самопознания своих внутренних состояний, умение посмотреть на свои ощущения отстраненно, как бы со стороны). Часто у слушателей проявляется некоторый негативизм, разочарованность, эмоциональное выгорание, общая астения. В этих случаях умело используемые приемы логотерапии ( это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни, где главные методы – диалог, рефлексия) помогают изменить взгляд на проблему, найти выход из трудной ситуации. А иногда и простой афоризм «Нет тупиковых ситуаций, а есть тупиковое мышление» - помогают пожилому человеку увидеть свою ситуацию с другой позиции.

Сегодня в профессии психолога применяется более 400 различных методов и методик. Автор программы считают оптимальным применение следующих 4-х основных моделей работы с пожилыми:

  1. Социальная модель, в основе которой лежит социотерапия (решение проблем общения, занятости, одиночества, дезадаптации).
  2. Психологическая модель – это личностно ориентированная модель, в основе которой лежит психокоррекция. Оптимальным методом в этой модели являются суггестивная терапия, рефлексия, коррекция личностных черт, релаксация, музыкальная терапия и т.д.
  3. Психотерапевтическая модель, которая решает чисто клинические задачи (устранение симптомов или синдромов: фобического, астенического, вегетативного и др.). Ведущим приемом является фармакотерапия.
  4. Философская модель, которая в основном базируется на геронтологии и помогает пожилым людям понять и принять изменения в социуме. Ведущими методами являются диалог, беседа или обращение к духовным ценностям.

Автор программы считает важной задачей психолога, работающего с пожилыми людьми, помочь им понять изменения, происходящие в их характере и поведении. Между психологической нормой и патологией существует группа людей со своеобразно деформированным характером – это так называемая акцентуация личности, которая считается крайним вариантом нормы. Это не приводит к дезадаптации и поддается психокоррекционному воздействию.

Разновидностями акцентуации являются: а) демонстративная личность, б) педантичная, в) застревающая, г) возбудимая. Эти черты в основном проявляются при определенных обстоятельствах и накладывают отпечаток на поведение. Всем, кто работает с пожилыми – психологи, социальные работники, мед. сестры, врачи, преподаватели - это нужно обязательно знать и учитывать в своей работе.

Среди множества проблем людей пожилого возраста не последнее место занимают жалобы на здоровье.

Автор программы «Психология личности» уверен, что физическое состояние человека влияет на эмоциональный стереотип поведения – это следствие влияния соматики на психику, но возможно и обратное воздействие – сложившийся у человека эмоциональный стереотип накладывает отпечаток на физическое состояние.

В клинической психологии это взаимное воздействие раскрывает понятие – субъективный уровень заболевания.

В отличие от объективной картины соматических нарушений субъективно уровень показывает, как человек на уровне эмоций интерпретирует свое состояние, что особенно важно для пожилых пациентов.

Разработан метод оперативной оценки состояния – САН (самочувствие, активность, настроение). При работе с пожилым контингентом, как показывает опыт работы, обязательно нужно учитывать психические состояния и свойства личности: уровень стрессоустойчивости, тревожности, фрустрации, эмоционального выгорания, конфликтности и т.д.

Уместно вспомнить утверждения Парацельса: «Болезнь – есть органическое выражение характера человека». Не случайно пожилым людям необходимы знания по практической психологии, а также помощь психологов и психотерапевтов.

Статические данные подтверждают, что пожилые люди наиболее склонны к неврозам и депрессиям. Программы «Психология личности» дает основу знаний по данному разделу. Опыт показывает, что эта информация особенно необходима в период ухода на пенсию.

Автор программы отмечает, что психосоматическим заболеваниям чаще подвержены люди творческие, образованные, а так же, кто постоянно подавляет свои эмоции – у людей пожилых иногда возникает механизм деструктивного самовнушения, а иногда и тревожно-фобического расстройства.

Не случайно программы «Психология личности» особое внимание уделяет разделу «Работаем с эмоциями» (совместно с группой слушателей разрабатывается памятка «Советы психолога»).

Для людей пожилого возраста, а особенно уходящих на пенсию, актуальна тема «Преодоление стресса». Клинический подход к этой теме помогает увидеть связь между характером человека и соматическими заболеваниями: так последствием длительного стресса особенно в фазе истощения являются заболевания ЖКТ, сердечно – сосудистые нарушения, инсульты, инфаркты.

Язвенной болезни подвержены люди тревожные, раздражительные, гиперответственные с обостренным чувством долга и заниженной самооценкой.

Сердечно-сосудистые заболевания чаще бывают у людей крайне честолюбивых с завышенной самооценкой, часто не довольных собой, склонные «глотать обиды», не умеющие давать выход эмоциям.

Совместно с нашими пожилыми слушателями автором программы разработана памятка «Первая помощь при стрессе»:

  1. Не принимайте ситуацию за судьбу.
  2. Мысленно или вслух медленно сосчитайте до 10.
  3. Подышите медленно и глубоко в течении 3-5 минут.
  4. Не вспоминайте о проблеме.
  5. Переключайте внимание.
  6. Помните «волшебные слова» - выход всегда есть, все проходит.
  7. Запишите все возможные варианты решения проблемы.
  8. Не комплексуйте по поводу еды и питья.
  9. Снимите синдром исключительности с вашей проблемы.
  10. Позвоните на телефон доверия 30-03-03.
  11. Обратитесь к психологу или психотерапевту.
  12. Применяйте релаксацию, аромотерапию, цветотерапию, музыкальную терапию.
  13. Превращайте вашу проблему в задачу и решайте ее по частям.

Приложение 1.

Программа

курса лекций и практических занятий

«Психология личности»

(автор - психолог Пургина Л.Г.)

  1. Психологические аспекты личности (темперамент, характер).
  2. Этапы и особенности психо-сексуального развития личности.
  3. Психология семейных отношений (проблема дети-родители).
  4. Эмоции, чувства, здоровье, органические проявления эмоций.
  5. Психология конфликта (межличностные и внутренние конфликты состояния).
  6. Акцентуации личности.
  7. Боремся со стрессом.
  8. Эмоциональное выгорание и здоровье.
  9. Методы самовосстановления.
  10. Неврозы и депрессии.
  11. Современные коммуникативные психотехнологии.

Приложение 2.

Описание уровней межличностных отношений

     Уровень межличностных отношений

Характеристика отношений

Способы воздействия

Доминирование

Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей,   игнорирование его интересов и намерений

Открытое, без маскировки, императивное воздействие – от насилия,   подавления, господства до навязывания, внушения, приказа – с использованием   грубого простого принуждения.

Манипуляция

Отношение к другому как к “вещи особого рода”- тенденция к   игнорированию его интересов и намерений.

Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы. Провокация,   обман, интрига, намёк.

Соперничество

Отношение к другому как опасному и непредсказуемому. Интересы другого   учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

Отдельные виды “тонкой” манипуляции, чередование открытых и закрытых   приёмов воздействия, “джентельменские”   или временные тактические   соглашения и т.п.

Партнёрство

Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как   он есть, с которым надо считаться.   Равноправные, но осторожные отношения.

Согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия.   Использование договора, который служит и средством объединения, и средством   оказания давления (силовым элементом).

Содружество

Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению,   совместной деятельности для достижения близких и совпадающих целей.

Основной инструмент уже не договор, а согласие (консенсус).

Приложение 3.              

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1. Если не можете изменить ситуацию, то измените свое отношение к ней.

2. Не подавляйте свои эмоции - им надо дать обязательный выход: отрицательные эмоции можно снять физической нагрузкой; положительные - надо "проговорить", т.е. выразить свои чувства словами.

3. Никогда не сравнивайте себя с другими людьми.

4. Не преувеличивайте свои недостатки и проблемы.

5.Поставьте ограничитель во времени своему беспокойству или решению проблемы.

6. Чего боитесь - то и случится, думайте всегда позитивно.

7.Не пытайтесь переделать людей или окружающий Вас мир - гораздо проще измениться самому.

8. Избегайте контактов с пессимистами или недоброжелательными людьми.

9. Живите здесь и сейчас, а не в прошлом и будущем.

10. Применяйте принцип "песочных часов" - одно дело в одну единицу времени.

11. Ведите счет только удачам, а неудачи пусть считают Ваши враги.

12. Не берите на себя решение проблем, которые Вам не по силам, или вообще не имеют решения.

13. Чтобы избежать конфликтов, оценивайте поступок или действия, а не человека, которые их совершает.

14. Стресс - это не то, что произошло, а Ваша собственная реакция на то, что случилось.

15. Самодостаточность - это спокойная и постоянная уверенность в себе.

16. Возраст - это категория не хронологическая, а психологическая.