г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 64-70-50

Прошедшие события

Курс "Психологическая помощь в адаптации к выходу на пенсию"

Болдина В. И., преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Психологическая помощь в адаптации к выходу на пенсию

Уход на пенсию является сильным стрессогенным фактором. По списку событий Холмса и Ранге, составленному на основании многолетних наблюдений и исследований, это событие занимает 4-ую позицию.

По мнению Г.Селье, разработавшего учение о стрессе, старение – итог всех стрессов, которым подвергался человек в течение всей жизни. И в некотором роде, стресс ускоряет нормальный, естественный процесс старения. Кроме того, постоянное присутствие нервно-психического напряжения и стресса ведет к ослаблению и истощению психических и физических сил.

Селье писал: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Он выделял два его типа – «хороший» и «плохой». «Хороший», т.е. мобилизующий; «плохой», т.е. повреждающий, вызванный отрицательными переживаниями.

Нам не хватает впечатлений, позитивных переживаний – мы скучаем, нам не хватает стресса. Наши обстоятельства сильнее нас, мы чувствуем перенапряжение, даже потрясение. Таким образом, стресс связан с нашими адаптивными способностями «разума и тела», с нашими личностными особенностями.

В настоящее время все чаще в психологической практике делается ставка на резервы и возможности собственной личности клиента, находящегося в сложной, кризисной ситуации, при оказании ему помощи по ее преодолению.

На концепции самопомощи основывается предлагаемая программа «Саморегуляция».

Основные темы программы, способствуют самопознанию, эффективной организации собственной системы саморегуляции и являются профилактическими, либо коррекционными в конкретной жизненной ситуации.

Умения саморегуляции увеличивают возможности личностного роста и осознания своей индивидуальности. Кроме того, умения саморегуляции, расширяя возможности мышления и интеллекта в целом, способствуют развитию способностей преодолевать различные внутренние барьеры и конфликты, осознавать и разумно перерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе, без чего невозможно реализация себя как личности.

Направленность на активное творческое отношение к своей личности (сформированную концепцию самопомощи) помогает человеку более грамотно и эффективно использовать свои возможности (физические, психические, социальные, материальные) при адаптации к меняющимся условиям жизни, социальной активности.

Сегодня, как никогда, человек нуждается в постоянной психологической помощи вообще, и в частности в такие кризисные моменты как подготовка и выход на пенсию.

Предлагаемый курс по саморегуляции представляет собой технологию обучения самопомощи, может послужить психологической поддержкой в предпенсионной подготовке людей пожилого возраста. Основная направленность практической помощи заключается в выявлении стрессовых социально-психологических ситуаций в каждом конкретном случае, с одной стороны, и выявление внутреннего потенциала и возможностей по их преодолению, с другой стороны. А также внимание уделено профилактике социально-психологических дезадаптаций и правильной адаптации пожилого человека с сохранением ему психического здоровья.                                    

Программа

курса «Саморегуляция»

Длительность: 24 часа

Форма проведения: обучающий тренинг

Участники: 10-15 чел.

Категория: работающие взрослые

Цель: психологическая поддержка в адаптации к выходу на пенсию

Задачи:

  1. Профилактика стресса и внутриличностных конфликтов.
  2. Развитие способностей саморегуляции и управления поведением.
  3. Освоение способов саморегуляции.
  4. Проведение анализа состояния участников группы, корректировка программы занятий с учетом запроса участников и их состояния.
  5. Проведение анализа стрессогенных факторов и выбор стратегии поведения по преодолению стресса для участников группы.
  6. Подбор индивидуальных методик саморегуляции для участников.

№ № п/п

Наименование темы

Кол-во часов

 

1

1. Стресс в жизни человека

   

1

Цель и задачи курса   «Саморегуляция». Диагностика состояния участников.

2,5

 

2

Источники напряженности   в нашей жизни и их анализ. Способы саморегуляции, используемые участниками   группы (дискуссия).

2

 

3

Природа стресса.   Эффекты: физиологический, психологический. Самооценка «уровня стресса» у   участников. Обсуждение.

3

 

4

Сеанс саморегуляции.

0,5

 
 

2. Эмоциональный стресс. Профилактика.

8

 

1

Обмен опытом   использования способов отреагирования негативных эмоций.

1

 

2

Влияние негативных   эмоций на самочувствие человека. Способы отреагирования негативных эмоций.   Освоение техник.

«Как справиться с   чувством гнева». Анализ способов.

4

 

3

Психодрама как   эмоциональное отреагирование. Тренинг.

3

 
 

3. Человек – саморегулирующаяся система.

8

 

1

Саморегуляция. Понятие,   эффекты техники. Освоение техник саморегуляции.

3

 

2

Выход из стресса.   Предъявление стрессовых ситуаций. Анализ. Выстраивание стратегии конструктивных   способов поведения.

3

 

3

Диагностика состояния   участников. Обратная связь от участников группы.

2

 
 

ИТОГО:

24

 

Каждый из 3-х модулей может использоваться самостоятельно.

Содержание модулей

Модуль 1. Стресс в жизни человека.

1.1. Цель и задачи курса. Диагностика состояния участников.

Ожидания участников от встречи, запрос группы, уточнение задач. Диагностика состояния участников группы: уровень субъективного благополучия, профессионального стресса, тревожности, самооценки и др.

1.2. Источники напряженности в нашей жизни и их анализ. Способы саморегуляции, используемые участниками группы (дискуссия).

Стрессоры. Классификация. Причины стресса. Реакция на стресс, саморегуляция, стратегия поведения в стрессе (собственный опыт группы).

1.3. Природа стресса. Эффекты: физиологический, психологический. Самооценка «уровня стресса» у участников. Обсуждение.

Определение стресса. Фазы. Стресс как возможность, дистресс. Физиологические и психологические эффекты стресса. Стрессовые состояния. «Стрессовое» поведение (типичные модели поведения в стрессовой ситуации), способы противодействия. Смптомы «легкого» и «тяжелого» стресса. Самоконтроль. Самооценка «уровня стресса».

1.4. Сеанс саморегуляции.

Комплекс упражнений: «Как быстро отдохнуть». Устранение мышечного напряжения с помощью физических упражнений. Самомассаж.

Модуль 2. Эмоциональный стресс. Профилактика

2.1. Обмен опытом использования способов эмоциональной разрядки.

Практика эмоциональной регуляции и саморегуляции.

2.2. Влияние негативных эмоций на самочувствие человека. Способы отреагирования негативных эмоций. Освоение техник. Как справиться с чувством гнева. Анализ способов.

Способы выражения негативных эмоций. Сдерживание эмоций, последствия. Способы отреагирования негативных эмоций: техники двигательные, речевые, дыхательные и др. Освоение.

Ролевая игра.

«Как справиться с чувством гнева». Анализ и проверка способов эмоциональной регуляции в смоделированной ситуации.

2.3. Психодрама как эмоциональное отреагирование. Тренинг.

Ролевая игра как основной элемент. Выбор сценария из предъявленных участниками.

Протагонист, «вспомогательные Я», аудитория. Методики: монолог, двойник, обмен ролями, отображение и др.

Модуль 3. Человек – саморегулирующаяся система

3.1. Саморегуляция. Понятие, эффекты, техники. Освоение техник саморегуляции.

Определение саморегуляции, самоуправления. Процесс регуляции как внутренняя адаптация: изменения в эмоциях, чувствах, установках и мотивациях личности. Внешняя адаптация: изменение поведения и поступков в результате внутренней адаптации.

Эффекты саморегуляции.

Психотехники релаксации и восстановления.

Психотехники активизации и мобилизации. Техники саморегуляции краткосрочные и долгосрочные. Освоение техник.

3.2. Выход из стресса.

Способы выхода из стресса: решить проблему, изменить отношение к проблеме, уменьшить влияние стресса на организм. Стратегия поведения при различных способах выхода из стресса.

Предъявление стрессовых ситуаций. Анализ их. Выстраивание стратегии конструктивных способов поведения (группа самопомощи).

3.3. Диагностика состояния участников. Обратная связь от участников группы.

Методики диагностики уровня субъективного благополучия, стрессоустойчивости, тревожности, самооценки (выборочно).

Подведение итогов по курсу «Саморегуляция». Обратная связь от участников группы.