г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 64-70-50

Прошедшие события

Курс "Психология здоровья или искусство жить радостно"

Секарева Н. Б., кандидат психологических наук, преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Психология здоровья или искусство жить радостно

     

«Не может человек быть здоровым, если одинока и больна его душа. Ведь известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья.

Наше здоровье зависит от множества причин, в основе которых лежат социально-психологические закономерности.

Если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться и сохранять оптимальный вес, гармонизировать отношения с окружающими, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, через познание и улучшение психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе с его здоровьем». Опираясь на валеологическую концепцию психологии здоровья, разработанную В.В. Ананьевым, мы определили цель и задачи деятельности курса «Культура эмоций».

Цель: Сохранение, укрепление и развитие духовной, психологической, социальной и соматической составляющей здоровья пожилого человека.

Задачи:

1. Повышение уровня культуры эмоций и чувств.

2. Повышение уровня культуры общения.

3. Формирования «Я-концепции» положительной через осознание своего тела, формирование любви к себе, окружающему миру и своему «сверх-Я».

4. Осмысление и осознание источника своих жизненных проблем и болезней.

5. Определение условий для духовного и физического оздоровления, для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Во все эти задачи включены следующие аспекты работы:

1. Самопознание.

2. Самовоспитание.

3. Самоосуществление.

При разработке курса «Культура эмоций» мы исходили из того, что субъектом воспитания могут быть как личность в целом, так и отдельные ее черты. Анализируя причины своих неудач и ошибок, человек нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали ему справиться с задачей. В личной жизни эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Чтобы преодолеть такого рода затруднения, необходимо познать те явления, которыми они обусловлены, установить законы их развития. Эти проблемы имеют большое практическое и социальное значение.

Воспитание эмоций – главное направление в данном курсе. Речь идет об обогащении эмоций, развитии чувства прекрасного, выработке дифференцированности и адекватности эмоций, терпимости к людям, переключению эмоций в сферу положительных, созидательных взаимоотношений.

Наиболее эффективными для людей пожилого возраста стали занятия, на которых применялись элементы танцевальной, телесной, гештальт-терапии, релаксация, ролевые игры.

Согласно К. Рудестаму, к телу и разуму танцевальные терапевты относятся как единому целому. Ключевым является убеждение, что с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.

Танцевальная терапия способствует:

1. Расширению сферы осознания клиентами собственного тела, его использования и возможностей, что повышает физическое и эмоциональное здоровье.  

2. Повышению самооценки путем развития более положительного образа тела.

3. Совершенствованию посредством группового опыта социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков.

4. Приведению клиентов в контакт с их чувствами путем установления связи с движениями.

В групповой работе мы постоянно применяем метод коллективной психотерапии – музыкотерапию.

Мы провели методом наблюдения влияние музыки на коллектив и отметили следующие характерные черты:

1. Музыка способствует установлению контактов и откровенности в группе.

2. Музыка выявляет эмоциональную структуру группы ( эмоциограмму).

3. Музыка способствует эмоциональному отреагированию.

Исследователи установили, что прослушивание музыки И.С. Баха оказывает благоприятное воздействие на нервную систему всех групп испытуемых, так как ритмы произведений Баха совпадают с ритмом внутренней пульсации ДНК.

«Знания, полученные на занятиях по «Культуре эмоций», способствовали возникновению желания у слушателей жить с интересом, постоянно совершенствоваться. Многие слушатели, благодаря полученным знаниям смогли преодолеть депрессию и горе»,- пишет в своем отзыве зав. дневным отделением Заволжского Центра социального обслуживания Медведчикова Н.А.

«На занятия я пришла в состоянии глубокой депрессии, в которой находилась уже шесть месяцев. В результате депрессивного состояния появилось много болезней. Изменения, которые произошли со мной после пройденного обучения, удивили меня. У меня появился интерес к жизни. Я стала выходить из своего «квартирного каземата». Я поняла причины всех своих проблем. Я начала заниматься собой. Я научилась любить себя и принимать других людей такими, каковы они есть…» (Баранова Т.Г.)

Неотъемлемой частью курса «Культура эмоций» стал дополнительно разработанный курс «Культура общения».

Курс «Культура общения», расширяя компетентность пожилых людей в сфере общения, вооружая их психологическими знаниями, помогает преодолеть трудности коммуникации, присущей пожилому возрасту. Занятия по данным курсам проводятся по программам, представленным ниже.

Программа курса «Культура эмоций»

                                         « Я сердце Ваше так настрою,

чтоб жизнь Вам       радостью была».

                                                                                                            В.Боков.              

Занятие 1. Нравственные причины возникновения трудных жизненных ситуаций.

Эмоциональная сфера человека. Эмоция. Чувство. Поступок. Холистический треугольник. Ментально-духовная сторона «холистического треугольника. Химическая сторона «холистического треугольника». Физическая сторона «холистического треугольнтка». Причины возникновения трудных жизненных ситуаций. Жизнь не «по натуре». Временное проживание жизни.  

Занятие 2. Эмоциональные причины возникновения стрессов.

Общий анализ человеческого организма. «Голова всему голова». Неприятие – путь от гипотонии к гипертонии. Г.Н. Сытин «Животворящий настрой» на исцеление органов. Техника словесных установок «Я верю во врожденную способность к исцелению». Три основных способа обретения веры (интеллектуальный, практический, личный). Упражнение «Я люблю себя». Медитация – «Освобождение от «токсинов эмоций». Тест «Ваша семейная история болезни». Проблема регресса. Тест «Ваша история болезни». Упражнение «Доверие». Коллективный рисунок «Я в этом мире». Упражнение «Ментальное молчание». Любовь к себе и самоуважение – путь к исцелению от гипотонии. Вера и прощение – спасение от гипертонии. Методика прощения.

Занятие 3. Как прекрасен этот мир

Гнев, раздражение, ненависть – источник болезней горла, печени, желчного пузыря. Печень – химическая сторона «холистического треугольника». Холистическая сомооздоровительная практика. Упражнение «Освобождение от гнева». Еженедельный оздоровительный план. Упражнение с пальцами рук «Оздоровление печени». Печень – «фабрика-фильтр». Токсины в крови, как основной источник болезней. Эмоциональные шлаки. Упражнение «Глаза в глаза». Прощение – путь к исцелению. Японское искусство любования – источник любви и гармонии. Упражнение «Я – цветок». Методика оздоровления через концентрацию внимания на больном органе. Упражнение «Отображение». Медитация «Целебные мгновения». Коллективный рисунок «Пойми меня».

Занятие 4. Исправь судьбу свою

Злость, зависть, жадность, корысть – путь к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Методика воспитания доброжелательности, порядочности, чувства «принятия» окружающего мира. Желудок – место №1, где закладывается здоровье. Визуализация «Разговор с органом». Пища материальная и эмоциональная, ее влияние на здоровье человека. Тест «Ваша «жизненная стратегия». Какая она?» Методика работы с больным желудком. Упражнение «Кто из нас прав?» Кишечник – место № 2, где закладывается здоровье. Амбиции, тщеславие, гордыня – путь к проблемам с кишечником. Методики исцеления желудочно-кишечного тракта. «Злаковый пост». Роль религиозных постов в ментальном, физическом и духовном очищении человека. Упражнение «Сжигание болезни».

Занятие 5. Возвращение к здоровью

Страх – причина болезней сердца и почек. Сердце – «седалище души». Методика избавления от страхов и тревожности. Упражнение «Избавление от страха». Страх и чувство вины – эмоциональные вампиры. Истина находится в нас самих. Зависимость состояния здоровья от веры и любви. Упражнение «Пребывание в сердце». Коллективный портрет Сердца. Любовь, Радость, Мудрость – источники здоровья сердечно-сосудистой системы. «Кровь – река жизни». Упражнение «Настроение». Массаж пальцев рук с целью оздоровления сердца. Коллективный танец «Я дышу, потому что люблю…». Почки – программа жизни человека. «Истощение почек – это истощение жизненных сил человека. Духовный закон меры». Методика очищения почек. Визуализация на укрепление иммунитета. Упражнение «Мои впечатления».

Занятие 6. Движение – жизнь

Снятие отрицательных эмоций через движение. Танец, как выражение скрытых человеческих эмоций. Человеческое тело – инструмент выражения танца. Спонтанный танец «Я – животное». Выход на собственные ритмы. Голос моего тела. Танец, как средство разрешения эмоциональных проблем. Упражнение «Следование за ведущим». Коллективный танец в парах. Игра «Ручеек имен». Упражнение «Встреча и прощание». Освобождение от подавляемых аффектов и душевного напряжения. Расширение сферы осознания своего тема и создание его положительного образа. Визуализация «Я – замечательный…».

Занятие 7. Искусство как источник положительного настроения и здоровья.

Оздоровление через рисование своих чувств и эмоций. Упражнение «Мой эмоциональный портрет». Работа в группах «Сотворение глиняного мира». Музыка Баха, как источник здоровья и долголетия. Индивидуальная работа «Письмо недоброжелателю». Работа в мини-группах по созданию картин «Голод», «Гнев», «Одиночество», «Усталость», «Скука», «Напряжение». Обсуждение «Что я чувствую?». Сеанс расслабления «Природы чудные мотивы…». Как стать счастливым? Тест «Оптимист я или пессимист?» Мудрость проживаемого дня. Упражнение «Пожелание друг другу».

Занятие 8. Тренинг общения «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любовь к себе – главный источник любви к другим. Измени себя – и мир изменится вокруг. Счастье – состояние души. Упражнение «Я хочу измениться». Сердце - чаша любви. Медитация «Объяснение себе в любви». Игра «Комплимент в одном слове». Эмпатия. Сопереживание. Сорадование.

Занятие 9. «Позвоночник – ключ к здоровью»

Эмоциональные причины возникновения заболеваний позвоночника. Тест «Есть ли у вас остеохондроз шейного отдела позвоночника? Один из путей к исцелению – гибкость мышления. Гимнастика «Оздоровление позвоночника». Грудной отдел позвоночника: причины проблем. Радикулит – болезнь судьбы. Аффирмация «Разговор с позвонками». Позвоночник – главный энергетический канал в организме. Ролевая игра «Нас выбирают, мы выбираем…».

Занятие 10. «Болезни судьбы».

Накопленная обида – одна из причин возникновения рака. Любовь и прощение – путь к исцелению. Упражнение «Живые руки». Ревматизм – болезнь критиканства. Работа с проблемными ситуациями из жизни участников группы. Алкоголизм. Творческая работа «Рисунок левой рукой». Несчастные случаи – закономерность или случайность? Ток-шоу «Я притягиваю несчастье». Рассеянность: как с этим бороться?