г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 64-70-50

Прошедшие события

Курс "Психологические особенности пожилых людей: через кризис к успеху"

Секарева Н.Б., кандидат психологических наук, преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Психологические особенности пожилых людей: через кризис к успеху

Коренные сдвиги в демографической структуре народонаселения мира уже более чем десятилетие вызывают озабоченность мирового сообщества. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН с начала 80-х годов. В Европе, начиная с 70-х годов, практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества. На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию.

Параллельно в среде ученых и практиков-геронтологов, социальных работников разрабатывается концепция так называемой «успешной» старости. Речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте, как естественного цикла жизни человека, который никто не может избежать.

Старость и старение вышли на уровень глобальных проблем человечества с массой нерешенных социальных, экономических, культурных и медицинских задач по обеспечению и созданию оптимальных условий жизнедеятельности пожилых людей.

Процесс старения и продолжительность жизни, старость и смертность обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых живут люди, старение и продолжительность жизни в большей степени социальные явления. Процесс старения имеет собственную специфику в различных эпохах и культурах для различных слоев и групп.

Знание биологических процессов старения позволяет найти социальные меры и возможности сохранить телесную и духовную значимость, свойственную пожилому и старческому возрасту.

Темп и характер старения человека связаны как с врожденными факторами, так и с влиянием окружающей среды. Условно различают нормальное или физиологическое старение, и преждевременное старение. При физиологическом старении человек до глубокой старости остается практически здоровым, он способен к самообслуживанию, сохраняет активность и интерес к окружающему миру. Преждевременное старение характеризуется ранним развитием возрастных изменений. Оно в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями и воздействием отрицательных факторов окружающей среды. В связи с тем, что процесс старения у людей протекает индивидуально и состояние организма стареющего человека часто не соответствует возрастным нормам, появилась необходимость в разграничении понятий календарного и биологического возраста.

«Календарный возраст – это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения.

Биологический возраст – это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека».

Биологический возраст может не совпадать с календарным, в частности, предшествовать ему в связи с преждевременным старением. Определение биологического возраста и его несоответствие календарному имеет большое практическое значение в профилактике и лечении заболеваний, решении вопросов профессионального устройства, рационального образа жизни, активного долголетия.

Старость – это не просто снижение функциональных возможностей организма, а сложная, качественно своеобразная перестройка организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне их спада.

В.Д. Альперович предлагает различать «следующие виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологическая – состоянием здоровья, совокупность соматических отклонений организма. Биологическая – самоощущением человека своего места в возрастной структуре. Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. В социальной старости индивида растворено социальное время общества, в котором он живет. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.

Процесс старения отдельных групп населения происходит не одинаково. Характеризуя категорию пожилых людей как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения:

- от 60 до 74 лет – пожилой возраст;

- от 75 до 89 лет – старый;

- от 90 и старше – долгожители.

Наряду с процессом старения, в организме человека развиваются приспособительные адаптационные механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости.

И.В. Давыдовский утверждает, что старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Комплекс процессов восстановления, направленных на замедление старения, является новообразованием в пожилом возрасте.

На пожилого человека воздействует взаимно связанная группа биологических и социальных факторов развития, результатами которого является формирование нового статуса личности в позднем возрасте.

Амплитуда изменения личностных качеств может служить отражением как естественных процессов замедления старения, так и влияния неблагоприятных факторов социального характера.

В соответствии с адаптационно-регуляторной теорией, которую разработал В.В. Фролькис, в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, на поддержание его гомеостаза, на увеличение продолжительности жизни.

Таким образом, темпы и качество процессов старения обусловлены совокупностью социальных, биологических и психологических причин.

По мнению Б.Г. Ананьева, социологически старость подразумевает изменение социально-экономических параметров: трудового статуса, содержания работы, отношений к ней как к источнику доходов и материального благополучия и вытекающих отсюда изменений в выполняемых социальных ролях. В психологическом плане с нею связаны такие психосоматические и личностно-характерологические сдвиги, которые влияют на работоспособность, общение, самооценку. Старость не обозначает обязательного спада всех форм деятельности и потребностей, но представляет собой их противоречивое преобразование.

Б.Г. Ананьев полагает, что нельзя считать все потенциалы личности «исчерпанными» в процессе старения индивида, и задача как раз состоит в том, чтобы найти более рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жизненного цикла, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением социального опыта. Продолжение в разных видах общественно полезной деятельности является важнейшим условием морального и психического здоровья пожилых и старых людей.

Процесс социальной адаптации пожилого человека предполагает активные действия социума по оказанию помощи пожилым людям в адаптации к среде. Социальная среда может являться фактором замедляющим, или, напротив, ускоряющим преждевременное старение .

Разработанная ВОЗ концепция «образа жизни», приобретает все большее значение в понимании влияния социальной среды на процесс старения человека. Понятие «образ жизни» в науке трактуется, как широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимается также количество и качество потребностей человека, человеческие отношения, эмоции и субъективное их выражение.

По мнению Г.М. Москалец и Н.Н. Сачук, концепция образа жизни, имея в виду ее применение в социальных исследованиях, – это установившаяся система форм и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей при определенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена тесная связь между образом жизни, состоянием здоровья пожилых и старых людей и уровнем их адаптированности. Рассматривая «образ жизни» с социально-гигиенических позиций, они признают доминирующую роль состояния здоровья при анализе образа жизни пожилых людей.

Т.В. Карсаевская считает, что здоровье пожилых людей «выражается не столько в способности к трудовой и общественной деятельности, сколько в сохранении общей работоспособности и общественной активности… Здоровье пожилого выражается в таком физическом, психическом и нравственном состоянии, которое позволяет ему оптимально для данной возрастной группы без существенных ограничений, ущемляющих конкретную личность, осуществлять общественно - полезную деятельность».

В уставе ВОЗ здоровье определяется как отсутствие психических и физических дефектов, а также состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Важно отметить, что два из трех критериев определения здоровья есть категории психологические. Наиболее распространенными областями исследования здоровья является адаптация человека к среде.

Ананьев А.А. считает, что «здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В какой-то мере приведенное определение соответствует пониманию здоровья как динамического равновесия функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы внешней среды представляет собой не что иное, как болезнь.

Нельзя не согласиться с мнением Альперовича В.Д. о том, что социальные характеристики человека оказывают решающее воздействие на его здоровье, хотя и не отрицает того факта, что люди – биологические существа. Автор, опираясь на исследования, утверждает, что здоровье пожилых людей только на 8-10% зависит от здравоохранения, тогда как от социальных факторов на 65-70% .

В.В. Ананьев придерживается мнения, что в модели обусловленности здоровья «определяющими факторами риска являются: образ жизни – 50-55%, внешняя среда – 20-25%, генетический риск – 15-20%, здравоохранение -8-10%. Он утверждает, что через познание и улучшение психологической составляющей здоровья можно не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе с его здоровьем .

Предупреждением преждевременного старения сегодня должны занима­ться не только органы здравоохранения, но и другие институты общества: экономические, производственные, социальной защиты, семьи. Ученые многих стран ставят вопрос о соотношении хронологического возраста старости с его социальными характеристиками, о необходимости пересмотра существующих представлений о пожилых и старых людях.

Одним из важнейших условий благополучного образа жизни людей третьего возраста является повышение их качества жизни.

Качество жизни – это интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах и структурах, выражающая степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития и реализации его способностей и жизненных планов. Такой критерий, как качество жизни, хотя носит и субъективный характер, тем не менее, на сегодняшний день это один из важнейших результатов социальной работы.

Качество жизни пожилых людей в нашей стране является более низким по сравнению с качеством их жизни в трудоспособном возрасте. Как считает  Г.П. Медведева, «… это обстоятельство является, наряду с возрастным ограничением жизнедеятельности, основной причиной, вследствие которой, пожилое население нуждается в адекватном компенсирующем воздействии социума с целью максимального приближения к общепринятому на данном этапе           стандарту жизни, с учетом возрастных потребностей и возможностей пожилых граждан на основе оптимизации оценки их места и роли в обществе».

Сохранность личности обеспечивается до самой физической смерти человека в том случае, если он не утрачивает связи с социальным окружением, проявляет активность в жизни и стремится реализовать свои насущные потребности на новом уровне. Старость и есть тот новый уровень, на котором самоактуализация так же важна, как и на других этапах жизни.

Старость – это возрастной кризис личности, который, по определению Л.С. Выготского, обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека.

Кризисное состояние можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также дисбаланс нервного и соматического состояния личности. Последний кризис переживается во время старения.

Краснова О.В. считает, что, несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости, в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость - с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии».

В.В. Козлов считает, что аналогом, семантически близким к понятию «личностный кризис», является кризисное состояние – временная ситуационная или внутренне обусловленная дезинтеграция личности.

Первая – позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивности личности, повышением адаптивности и общей витальности, а также увеличением творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К ним мы можем отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности.

Вторая – негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к аутизации личности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти.

О.В. Краснова и А.Г. Лидерс выделяют следующие компоненты целостной модели психического здоровья, способствующие успешному преодолению кризиса позднего возраста:

  1. личностный рост: открытость новому, способность развиваться;
  2. принятие себя, своего опыта: позитивная оценка своей жизни;
  3. жизненные цели: переживание как осмысленной, чувство «направленности» жизни;
  4. способность организовывать свою жизнь: компетентное управление тем, что окружает, внутреннее чувство контроля над своей жизнью, возможность использовать разные возможности в жизни;
  5. позитивное отношение: способность брать и давать, позитивные чувства к другим;
  6. автономию: способность противостоять социальному давлению, самостоятельность в определении места в жизни, наличие личностных стандартов.

Возраст 60-65 лет – это период возрастного кризиса, связанного с выходом человека на пенсию. Прекращение трудовой деятельности в пожилом возрасте нередко сопровождается кризисами деятельности.

Наиболее типичными кризисами деятельности бывают кризис операционной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизни: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше».

Операционный кризис (как жить?) наиболее открытый, разрешимый и простой. Задаваясь этим вопросом, человек не сомневается, стоит ли жить вообще, он теряет лишь метод (способ) жизни. В этом случае человек оценивает пройденный путь, определяет реальные перспективы для себя, сравнивает достижения и потери. В любом случае здесь легче найти пути преодоления кризиса, потому что не возникает вопросов: для чего и зачем вообще жить дальше?

Кризис мотивационно-целевой стороны жизни и деятельности – это противоречия между живой потребностью человека в творчестве, самореализации, в полноценной жизни и разрушением того же механизма деятельности, который преобладал в жизни человека до этого периода. Этот кризис содержит в себе ключевые вопросы «как?» и «для чего?».

Изменить или же найти новый побудительный стимул, сформировать новую потребность – эти непростые задачи стоят перед человеком в пожилом возрасте.

Кризис смысловой сферы внутреннего мира человека – самый тяжелый кризис. Вся энергия психики идет по пути разрушительной деятельности и, приобретает тенденцию острого противоречия между «быть» или «не быть». Реакция преодоления в этом случае характеризуется резким изменением мироощущения, мрачной стороны мировоззрения, суждений и оценок, видоизменением всей системы ценностей человека. Наблюдается стойкое снижение настроения, мрачность прогнозов, скованность воли и снижение самооценки личности.

Для этого кризиса характерны депрессия и пессимизм. Психотерапевты подобную реакцию называют ситуацией искусственного преувеличения стресса, т.к. человек своим бескорыстным поведением и некритичным отношением к себе создает благоприятные условия для жизненного сбоя.

Многие авторы обращают внимание на то, что старость сама по себе не несет трудности и лишения, и наибольшей проблемой становится процесс вхождения в собственную старость. Этот процесс более легок для тех, кто жизненными условиями был многократно вынужден изменять свое поведение. Большую роль играют такие факторы, как степень интеграции личности, эмоциональное равновесие, отсутствие невротических симптомов, а также психологическое принятие собственной старости.

Если пожилой человек занимается значимой для него деятельностью, то активизируются компенсаторные механизмы личности, в меньшей степени страдают интеллектуальные процессы, а в некоторых случаях происходит интеграция на высоком уровне сохранных психических процессов.

Одной из форм реализации потенциальных возможностей и вместе с тем способом психотерапевтического воздействия является образование пожилых людей, организованное по принципу различных программ психолого-педаго­гической направленности. Образование в пожилом возрасте позволяет, с одной стороны, расширять старые и прививать новые интересы, с другой стороны, это способствует установлению, углублению и поддержанию социальных контактов. В представлении пожилых людей информационно-образовательные центры являются социально значимым институтом, где у пожилых формируется новая социальная роль, возникает духовная общность людей. Активная деятельность поддерживает социальную полезность пожилого человека, укрепляет представление о его новом социальном статусе, вырабатывает адекватную позицию старых людей к окружающей их жизни. Участие в образовательных программах способствуют преодолению усиливающейся социальной изоляции, а также создает для пожилых людей средовые условия, которые адекватны социальному функционированию людей в обществе.