г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 64-70-50

Прошедшие события

Курс "Христианство и мировая культура"

Пургина Л. Г., преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Христианство и мировая культура – один из наиболее востребованных курсов.                         

  Еще в 19 веке русские философы В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.И.Ильин утверждали, что для России при смене веков характерно возрождение духовности, интерес к изучению основ религии, как составной части общей культуры личности. Филисов, математик и богослов писал о том, что слова «культ и культура» имеют общий корень, поэтому через изучение и понимание христианского культа любой русский человек придет к пониманию достижений мировой культуры.

Игорь Северянин в 1935 году писал:

«На Восток, туда, к горам Урала

Разбросалась странная страна,

Что не раз, казалось, умирала,

  Как любовь, как солнце, как весна.

  И когда народ смолкал сурово,

  И, осиротелый, слеп от слез

  Божьей волей воскресала снова –

  Как весна, как солнце, как Христос»

Поэт назвал свое стихотворение необычным, придуманным им самим словом – «Предвоскресье». Это хорошее слово: оно наполнено светлым ожиданием любви, счастья, покоя, тепла.

И обязательно растает лед, сковавший Россию – это лед наших охладевших сердец – лед нашей бездуховности, внутренней пустоты и неприкаянности. Воскресенье, возрождение нашей Родины начинается сейчас с обращения к вечным христианским ценностям: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 послание коринфянам глава 13;13) – писал 20 веков назад апостол Павел.

Программа «Христианство и мировая культура» базируется на следующих принципах и подходах рассмотрения религиоведческих, теологических и исторических проблем: это антропоцентрический, познавательный и культурологический подходы.

Изучение курса начинается со знакомства с основными этапами формирования религиозных представлений о мире и человеке. История религии изучается, как элемент общей культуры, поэтому цивилизованный подход автор считает необходимым и достаточным.

Археологические и научные доказательства утверждают, что 40 тыс. лет назад возникли первые религиозные верования, процесс формирования человека шел одновременно с формированием религиозных взглядов и обычаев.

Особый интерес у слушателей курса вызывает вопрос о функциях религии. Когда психолог, работающий с пожилыми людьми, обращается к духовным ценностям христианства, особое значение имеет психотерапевтическая функция религии.

Если рассматривать религию, как составную часть общественной жизни, то основными функциями религии являются:

Мировоззренческая функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Религия также выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.

Религия оказывает огромное влияние на мировоззрение человека.

Мировоззрение – это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно назвать также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех.

   Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей.

   Один из полюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолевать отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают или сходят с ума. А это тоже не перспектива, Религиозное утешение – это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том ,что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

         Курс «Христианство и культура» дает возможность достаточно глубокого изучения символики иконописи, знакомятся с особенностями иконографии Святой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых, праздников. Что значат золотая полоска на плече Иисуса Христа или звезды на плате Девы Марии? Каков смысл часто встречающихся в церковном искусстве изображений ангела, льва, тельца, орла? Зачем нужен иконостас, и каким принципам подчиняется размещение икон на нем? Какое смысловое значение имеют цвета, используемые в иконописи? На эти, как и на многие другие вопросы, можно найти ответ, изучая историю христианского искусства. Слушатели узнают об особенностях труда иконописца, об особенностях техники иконы, мозаики, фрески.

В рамках курса «Христианство и мировая культура» рассматриваются особенности византийской и древнерусской художественной культуры. Слушатели изучают основные этапы развития христианского искусства Древней Pycи, знакомятся с особенностями местных художественных школ - псковской, новгородской, московской и т.д. Особое внимание уделяется творчеству Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Прослеживаются основные этапы в истории христианской храмовой архитектуры, анализируется пространственно - временная символика православного храма и богослужения, синтез различных видов искусств в православном богослужении. Рассматривается влияние богослужения на образы и формы церковного искусства.

Курс «Христианство и мировая культура» дает возможность разобраться в том, чем святоотеческое учение о прекрасном отличается от представлений классической (античной) эстетики, вникнуть в богословское осмысление искусства и основных эстетических категорий.

От людей, далеких от Церкви, нередко приходится слышать, что они "не воспринимают" церковное искусство, не понимают его символики, считают его "недостаточно эстетичным", а иногда даже "примитивным". Одна из причин таких суждений ­неосведомленность о том, что является смыслом и содержанием иконы. Икона создается, прежде всего, для молитвы, ее главное предназначение - служить окном в горний (высший, небесный) мир. И с этим ее предназначением связаны и особенности ее "языка" - "плоскостность", аскетичность, своеобразие ее пространственно-временного построения, символическое использование цвета и света. Чем лучше человек узнает иконописное искусство, тем глубже он начинает понимать само христианство. Есть немало примеров, когда профессиональные искусствоведы, начинавшие изучение иконы с чисто "эстетической точки зрения", по мере погружения в мир тех ценностей, о которых повествует икона, приходили к глубокому внутреннему перевороту.

Программа предусматривает обзор мировых религий: буддизм, христианство, ислам по следующим позициям – основы вероучения, время и место возникновения и краткое содержание основных религиозных книг, численность людей, исповедующих данную религию, географические границы.

Главное внимание, разумеется, уделено истории возникновения христианства, этапам его формирования.

Курс предусматривает краткое изучение научных доказательств возникновения христианства: юридических, документальных, археологических, а также артефактов и воспоминания современников.

Цель курса – познакомить и изучить историю создания Библии, назвать ее авторов, понять ее основные положения и содержание.

Эта книга не только интересна и увлекательна, но и с научной точки зрения необходима для ученых-историков, философов, археологов и т. д. Для всех кто ее читает и старается понять - эта книга дает ответы на многие вопросы.

Не случайно ее называют КНИГОЙ ЖИЗНИ.