г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 31-65-11

Прошедшие события

Курс "Особенности психологии и поведения пожилых людей: практика образовательной деятельности

Пургина Л. Г., преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Особенности психологии и поведения пожилых людей: практика образовательной деятельности

Люди зрелого, золотого возраста составляют значительную часть населения страны, это примерно 1/5 часть жителей России.

Учитывая, что уходящий на пенсию в 55-60 лет человек достаточно активен, необходимо дать ему возможность быть востребованным.

Информационно-образовательный центр «Золотой возраст» проводит обучение основам психологических знаний по программе «Психология личности».

Целями данного курса являются: формирование позитивного сценария жизни, снятия синдрома «хронической усталости» и эмоционального выгорания, обучение основам психолингвистики и определение связи эмоций человека с его здоровьем.

Психологические и эмоциональные проблемы, конфликты с окружающими, тревожная перспектива собственной жизни, заниженная самооценка – вот далеко не полный перечень проблем людей ушедших на пенсию.

Часто конфликты трансформируются в болезнь и большинство заболеваний (около 80 % по данным ВОЗ) имеют психогенные причины.

Программа «Психология личности» учитывает, что к старости редко формируется новая жизненная позиция. Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что пожилые становятся более капризными, вспыльчивыми, обидчивыми, эгоцентричными.

Обычно психологи выделяют пять типов жизненных позиций пожилых людей:

  1. Конструктивную,
  2. Зависимую,
  3. Защитную,
  4. Враждебную,
  5. Активную.

В чистом виде все перечисленные позиции встречаются редко, часто отдельные элементы всех позиций проявляются в смешанных взаимосочетаниях.

Одной из задач курса «Психология личности» является – показать положительные стороны пожилого возраста, развеять старые стереотипы мышления и комплексы, которые возникли за долгие годы жизни.

Учитывая, что у большинства людей, в силу разных причин, возрастает уровень конфликтности, автор программы особое внимание уделяет теме «Психология конфликта».

Различны формы работы – лекции, беседы, деловые игры, логические задания – помогают выработать алгоритм поведения в различных конфликтных ситуациях.

Работая над данной темой, невозможно обойтись без основ психолингвистики и коммуникативных психотехнологий.

Для многих людей зрелого возраста, живущих в семье с детьми и внуками, необходимы знания по основам психологии семейных отношений. Что поможет избежать излишних конфликтов, ссор, обид и скандалов, разрушающих здоровье. С легкой долей юмора слушателям предлагается «Памятка инициатору ссоры»:

  1. Никогда не ссорьтесь при детях и посторонних.
  2. Для семейной ссоры выбирайте только одну тему.
  3. Не ссорьтесь за столом во время еды.
  4. Никогда не критикуйте внешность оппонента и «не касайтесь» его родственников.
  5. Не употребляйте бессмысленных фраз – «С тобой никогда не договориться, ты все равно не поймешь и т.д.».
  6. Не копите обиды - поссорились и быстро об этой ссоре забудьте.

В зрелом возрасте, когда накоплен жизненный опыт, наработать стереотипы поведения психологу приходится при работе с пожилыми, учитывая эти факторы. Требуется убедительная мотивация для изучения основ практической психологии и изменения некоторых взглядов и поведенческих реакций. И здесь задачей психолога часто является умение перевести проблему и конфликт из эмоциональной области в когнитивную.

При изучении курса «Психология личности» слушатели овладевают основами рефлексии (это процесс самопознания своих внутренних состояний, умение посмотреть на свои ощущения отстраненно, как бы со стороны). Часто у слушателей проявляется некоторый негативизм, разочарованность, эмоциональное выгорание, общая астения. В этих случаях умело используемые приемы логотерапии ( это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни, где главные методы – диалог, рефлексия) помогают изменить взгляд на проблему, найти выход из трудной ситуации. А иногда и простой афоризм «Нет тупиковых ситуаций, а есть тупиковое мышление» - помогают пожилому человеку увидеть свою ситуацию с другой позиции.

Сегодня в профессии психолога применяется более 400 различных методов и методик. Автор программы считают оптимальным применение следующих 4-х основных моделей работы с пожилыми:

  1. Социальная модель, в основе которой лежит социотерапия (решение проблем общения, занятости, одиночества, дезадаптации).
  2. Психологическая модель – это личностно ориентированная модель, в основе которой лежит психокоррекция. Оптимальным методом в этой модели являются суггестивная терапия, рефлексия, коррекция личностных черт, релаксация, музыкальная терапия и т.д.
  3. Психотерапевтическая модель, которая решает чисто клинические задачи (устранение симптомов или синдромов: фобического, астенического, вегетативного и др.). Ведущим приемом является фармакотерапия.
  4. Философская модель, которая в основном базируется на геронтологии и помогает пожилым людям понять и принять изменения в социуме. Ведущими методами являются диалог, беседа или обращение к духовным ценностям.

Автор программы считает важной задачей психолога, работающего с пожилыми людьми, помочь им понять изменения, происходящие в их характере и поведении. Между психологической нормой и патологией существует группа людей со своеобразно деформированным характером – это так называемая акцентуация личности, которая считается крайним вариантом нормы. Это не приводит к дезадаптации и поддается психокоррекционному воздействию.

Разновидностями акцентуации являются: а) демонстративная личность, б) педантичная, в) застревающая, г) возбудимая. Эти черты в основном проявляются при определенных обстоятельствах и накладывают отпечаток на поведение. Всем, кто работает с пожилыми – психологи, социальные работники, мед. сестры, врачи, преподаватели - это нужно обязательно знать и учитывать в своей работе.

Среди множества проблем людей пожилого возраста не последнее место занимают жалобы на здоровье.

Автор программы «Психология личности» уверен, что физическое состояние человека влияет на эмоциональный стереотип поведения – это следствие влияния соматики на психику, но возможно и обратное воздействие – сложившийся у человека эмоциональный стереотип накладывает отпечаток на физическое состояние.

В клинической психологии это взаимное воздействие раскрывает понятие – субъективный уровень заболевания.

В отличие от объективной картины соматических нарушений субъективно уровень показывает, как человек на уровне эмоций интерпретирует свое состояние, что особенно важно для пожилых пациентов.

Разработан метод оперативной оценки состояния – САН (самочувствие, активность, настроение). При работе с пожилым контингентом, как показывает опыт работы, обязательно нужно учитывать психические состояния и свойства личности: уровень стрессоустойчивости, тревожности, фрустрации, эмоционального выгорания, конфликтности и т.д.

Уместно вспомнить утверждения Парацельса: «Болезнь – есть органическое выражение характера человека». Не случайно пожилым людям необходимы знания по практической психологии, а также помощь психологов и психотерапевтов.

Статические данные подтверждают, что пожилые люди наиболее склонны к неврозам и депрессиям. Программы «Психология личности» дает основу знаний по данному разделу. Опыт показывает, что эта информация особенно необходима в период ухода на пенсию.

Автор программы отмечает, что психосоматическим заболеваниям чаще подвержены люди творческие, образованные, а так же, кто постоянно подавляет свои эмоции – у людей пожилых иногда возникает механизм деструктивного самовнушения, а иногда и тревожно-фобического расстройства.

Не случайно программы «Психология личности» особое внимание уделяет разделу «Работаем с эмоциями» (совместно с группой слушателей разрабатывается памятка «Советы психолога»).

Для людей пожилого возраста, а особенно уходящих на пенсию, актуальна тема «Преодоление стресса». Клинический подход к этой теме помогает увидеть связь между характером человека и соматическими заболеваниями: так последствием длительного стресса особенно в фазе истощения являются заболевания ЖКТ, сердечно – сосудистые нарушения, инсульты, инфаркты.

Язвенной болезни подвержены люди тревожные, раздражительные, гиперответственные с обостренным чувством долга и заниженной самооценкой.

Сердечно-сосудистые заболевания чаще бывают у людей крайне честолюбивых с завышенной самооценкой, часто не довольных собой, склонные «глотать обиды», не умеющие давать выход эмоциям.

Совместно с нашими пожилыми слушателями автором программы разработана памятка «Первая помощь при стрессе»:

  1. Не принимайте ситуацию за судьбу.
  2. Мысленно или вслух медленно сосчитайте до 10.
  3. Подышите медленно и глубоко в течении 3-5 минут.
  4. Не вспоминайте о проблеме.
  5. Переключайте внимание.
  6. Помните «волшебные слова» - выход всегда есть, все проходит.
  7. Запишите все возможные варианты решения проблемы.
  8. Не комплексуйте по поводу еды и питья.
  9. Снимите синдром исключительности с вашей проблемы.
  10. Позвоните на телефон доверия 30-03-03.
  11. Обратитесь к психологу или психотерапевту.
  12. Применяйте релаксацию, аромотерапию, цветотерапию, музыкальную терапию.
  13. Превращайте вашу проблему в задачу и решайте ее по частям.

Приложение 1.

Программа

курса лекций и практических занятий

«Психология личности»

(автор - психолог Пургина Л.Г.)

  1. Психологические аспекты личности (темперамент, характер).
  2. Этапы и особенности психо-сексуального развития личности.
  3. Психология семейных отношений (проблема дети-родители).
  4. Эмоции, чувства, здоровье, органические проявления эмоций.
  5. Психология конфликта (межличностные и внутренние конфликты состояния).
  6. Акцентуации личности.
  7. Боремся со стрессом.
  8. Эмоциональное выгорание и здоровье.
  9. Методы самовосстановления.
  10. Неврозы и депрессии.
  11. Современные коммуникативные психотехнологии.

Приложение 2.

Описание уровней межличностных отношений

     Уровень межличностных отношений

Характеристика отношений

Способы воздействия

Доминирование

Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей,   игнорирование его интересов и намерений

Открытое, без маскировки, императивное воздействие – от насилия,   подавления, господства до навязывания, внушения, приказа – с использованием   грубого простого принуждения.

Манипуляция

Отношение к другому как к “вещи особого рода”- тенденция к   игнорированию его интересов и намерений.

Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы. Провокация,   обман, интрига, намёк.

Соперничество

Отношение к другому как опасному и непредсказуемому. Интересы другого   учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

Отдельные виды “тонкой” манипуляции, чередование открытых и закрытых   приёмов воздействия, “джентельменские”   или временные тактические   соглашения и т.п.

Партнёрство

Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как   он есть, с которым надо считаться.   Равноправные, но осторожные отношения.

Согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия.   Использование договора, который служит и средством объединения, и средством   оказания давления (силовым элементом).

Содружество

Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению,   совместной деятельности для достижения близких и совпадающих целей.

Основной инструмент уже не договор, а согласие (консенсус).

Приложение 3.              

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1. Если не можете изменить ситуацию, то измените свое отношение к ней.

2. Не подавляйте свои эмоции - им надо дать обязательный выход: отрицательные эмоции можно снять физической нагрузкой; положительные - надо "проговорить", т.е. выразить свои чувства словами.

3. Никогда не сравнивайте себя с другими людьми.

4. Не преувеличивайте свои недостатки и проблемы.

5.Поставьте ограничитель во времени своему беспокойству или решению проблемы.

6. Чего боитесь - то и случится, думайте всегда позитивно.

7.Не пытайтесь переделать людей или окружающий Вас мир - гораздо проще измениться самому.

8. Избегайте контактов с пессимистами или недоброжелательными людьми.

9. Живите здесь и сейчас, а не в прошлом и будущем.

10. Применяйте принцип "песочных часов" - одно дело в одну единицу времени.

11. Ведите счет только удачам, а неудачи пусть считают Ваши враги.

12. Не берите на себя решение проблем, которые Вам не по силам, или вообще не имеют решения.

13. Чтобы избежать конфликтов, оценивайте поступок или действия, а не человека, которые их совершает.

14. Стресс - это не то, что произошло, а Ваша собственная реакция на то, что случилось.

15. Самодостаточность - это спокойная и постоянная уверенность в себе.

16. Возраст - это категория не хронологическая, а психологическая.

Курс "Психологическая помощь в адаптации к выходу на пенсию"

Болдина В. И., преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Психологическая помощь в адаптации к выходу на пенсию

Уход на пенсию является сильным стрессогенным фактором. По списку событий Холмса и Ранге, составленному на основании многолетних наблюдений и исследований, это событие занимает 4-ую позицию.

По мнению Г.Селье, разработавшего учение о стрессе, старение – итог всех стрессов, которым подвергался человек в течение всей жизни. И в некотором роде, стресс ускоряет нормальный, естественный процесс старения. Кроме того, постоянное присутствие нервно-психического напряжения и стресса ведет к ослаблению и истощению психических и физических сил.

Селье писал: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Он выделял два его типа – «хороший» и «плохой». «Хороший», т.е. мобилизующий; «плохой», т.е. повреждающий, вызванный отрицательными переживаниями.

Нам не хватает впечатлений, позитивных переживаний – мы скучаем, нам не хватает стресса. Наши обстоятельства сильнее нас, мы чувствуем перенапряжение, даже потрясение. Таким образом, стресс связан с нашими адаптивными способностями «разума и тела», с нашими личностными особенностями.

В настоящее время все чаще в психологической практике делается ставка на резервы и возможности собственной личности клиента, находящегося в сложной, кризисной ситуации, при оказании ему помощи по ее преодолению.

На концепции самопомощи основывается предлагаемая программа «Саморегуляция».

Основные темы программы, способствуют самопознанию, эффективной организации собственной системы саморегуляции и являются профилактическими, либо коррекционными в конкретной жизненной ситуации.

Умения саморегуляции увеличивают возможности личностного роста и осознания своей индивидуальности. Кроме того, умения саморегуляции, расширяя возможности мышления и интеллекта в целом, способствуют развитию способностей преодолевать различные внутренние барьеры и конфликты, осознавать и разумно перерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе, без чего невозможно реализация себя как личности.

Направленность на активное творческое отношение к своей личности (сформированную концепцию самопомощи) помогает человеку более грамотно и эффективно использовать свои возможности (физические, психические, социальные, материальные) при адаптации к меняющимся условиям жизни, социальной активности.

Сегодня, как никогда, человек нуждается в постоянной психологической помощи вообще, и в частности в такие кризисные моменты как подготовка и выход на пенсию.

Предлагаемый курс по саморегуляции представляет собой технологию обучения самопомощи, может послужить психологической поддержкой в предпенсионной подготовке людей пожилого возраста. Основная направленность практической помощи заключается в выявлении стрессовых социально-психологических ситуаций в каждом конкретном случае, с одной стороны, и выявление внутреннего потенциала и возможностей по их преодолению, с другой стороны. А также внимание уделено профилактике социально-психологических дезадаптаций и правильной адаптации пожилого человека с сохранением ему психического здоровья.                                    

Программа

курса «Саморегуляция»

Длительность: 24 часа

Форма проведения: обучающий тренинг

Участники: 10-15 чел.

Категория: работающие взрослые

Цель: психологическая поддержка в адаптации к выходу на пенсию

Задачи:

  1. Профилактика стресса и внутриличностных конфликтов.
  2. Развитие способностей саморегуляции и управления поведением.
  3. Освоение способов саморегуляции.
  4. Проведение анализа состояния участников группы, корректировка программы занятий с учетом запроса участников и их состояния.
  5. Проведение анализа стрессогенных факторов и выбор стратегии поведения по преодолению стресса для участников группы.
  6. Подбор индивидуальных методик саморегуляции для участников.

№ № п/п

Наименование темы

Кол-во часов

 

1

1. Стресс в жизни человека

   

1

Цель и задачи курса   «Саморегуляция». Диагностика состояния участников.

2,5

 

2

Источники напряженности   в нашей жизни и их анализ. Способы саморегуляции, используемые участниками   группы (дискуссия).

2

 

3

Природа стресса.   Эффекты: физиологический, психологический. Самооценка «уровня стресса» у   участников. Обсуждение.

3

 

4

Сеанс саморегуляции.

0,5

 
 

2. Эмоциональный стресс. Профилактика.

8

 

1

Обмен опытом   использования способов отреагирования негативных эмоций.

1

 

2

Влияние негативных   эмоций на самочувствие человека. Способы отреагирования негативных эмоций.   Освоение техник.

«Как справиться с   чувством гнева». Анализ способов.

4

 

3

Психодрама как   эмоциональное отреагирование. Тренинг.

3

 
 

3. Человек – саморегулирующаяся система.

8

 

1

Саморегуляция. Понятие,   эффекты техники. Освоение техник саморегуляции.

3

 

2

Выход из стресса.   Предъявление стрессовых ситуаций. Анализ. Выстраивание стратегии конструктивных   способов поведения.

3

 

3

Диагностика состояния   участников. Обратная связь от участников группы.

2

 
 

ИТОГО:

24

 

Каждый из 3-х модулей может использоваться самостоятельно.

Содержание модулей

Модуль 1. Стресс в жизни человека.

1.1. Цель и задачи курса. Диагностика состояния участников.

Ожидания участников от встречи, запрос группы, уточнение задач. Диагностика состояния участников группы: уровень субъективного благополучия, профессионального стресса, тревожности, самооценки и др.

1.2. Источники напряженности в нашей жизни и их анализ. Способы саморегуляции, используемые участниками группы (дискуссия).

Стрессоры. Классификация. Причины стресса. Реакция на стресс, саморегуляция, стратегия поведения в стрессе (собственный опыт группы).

1.3. Природа стресса. Эффекты: физиологический, психологический. Самооценка «уровня стресса» у участников. Обсуждение.

Определение стресса. Фазы. Стресс как возможность, дистресс. Физиологические и психологические эффекты стресса. Стрессовые состояния. «Стрессовое» поведение (типичные модели поведения в стрессовой ситуации), способы противодействия. Смптомы «легкого» и «тяжелого» стресса. Самоконтроль. Самооценка «уровня стресса».

1.4. Сеанс саморегуляции.

Комплекс упражнений: «Как быстро отдохнуть». Устранение мышечного напряжения с помощью физических упражнений. Самомассаж.

Модуль 2. Эмоциональный стресс. Профилактика

2.1. Обмен опытом использования способов эмоциональной разрядки.

Практика эмоциональной регуляции и саморегуляции.

2.2. Влияние негативных эмоций на самочувствие человека. Способы отреагирования негативных эмоций. Освоение техник. Как справиться с чувством гнева. Анализ способов.

Способы выражения негативных эмоций. Сдерживание эмоций, последствия. Способы отреагирования негативных эмоций: техники двигательные, речевые, дыхательные и др. Освоение.

Ролевая игра.

«Как справиться с чувством гнева». Анализ и проверка способов эмоциональной регуляции в смоделированной ситуации.

2.3. Психодрама как эмоциональное отреагирование. Тренинг.

Ролевая игра как основной элемент. Выбор сценария из предъявленных участниками.

Протагонист, «вспомогательные Я», аудитория. Методики: монолог, двойник, обмен ролями, отображение и др.

Модуль 3. Человек – саморегулирующаяся система

3.1. Саморегуляция. Понятие, эффекты, техники. Освоение техник саморегуляции.

Определение саморегуляции, самоуправления. Процесс регуляции как внутренняя адаптация: изменения в эмоциях, чувствах, установках и мотивациях личности. Внешняя адаптация: изменение поведения и поступков в результате внутренней адаптации.

Эффекты саморегуляции.

Психотехники релаксации и восстановления.

Психотехники активизации и мобилизации. Техники саморегуляции краткосрочные и долгосрочные. Освоение техник.

3.2. Выход из стресса.

Способы выхода из стресса: решить проблему, изменить отношение к проблеме, уменьшить влияние стресса на организм. Стратегия поведения при различных способах выхода из стресса.

Предъявление стрессовых ситуаций. Анализ их. Выстраивание стратегии конструктивных способов поведения (группа самопомощи).

3.3. Диагностика состояния участников. Обратная связь от участников группы.

Методики диагностики уровня субъективного благополучия, стрессоустойчивости, тревожности, самооценки (выборочно).

Подведение итогов по курсу «Саморегуляция». Обратная связь от участников группы.

Курс "Психология здоровья или искусство жить радостно"

Секарева Н. Б., кандидат психологических наук, преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Психология здоровья или искусство жить радостно

     

«Не может человек быть здоровым, если одинока и больна его душа. Ведь известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья.

Наше здоровье зависит от множества причин, в основе которых лежат социально-психологические закономерности.

Если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться и сохранять оптимальный вес, гармонизировать отношения с окружающими, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, через познание и улучшение психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе с его здоровьем». Опираясь на валеологическую концепцию психологии здоровья, разработанную В.В. Ананьевым, мы определили цель и задачи деятельности курса «Культура эмоций».

Цель: Сохранение, укрепление и развитие духовной, психологической, социальной и соматической составляющей здоровья пожилого человека.

Задачи:

1. Повышение уровня культуры эмоций и чувств.

2. Повышение уровня культуры общения.

3. Формирования «Я-концепции» положительной через осознание своего тела, формирование любви к себе, окружающему миру и своему «сверх-Я».

4. Осмысление и осознание источника своих жизненных проблем и болезней.

5. Определение условий для духовного и физического оздоровления, для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Во все эти задачи включены следующие аспекты работы:

1. Самопознание.

2. Самовоспитание.

3. Самоосуществление.

При разработке курса «Культура эмоций» мы исходили из того, что субъектом воспитания могут быть как личность в целом, так и отдельные ее черты. Анализируя причины своих неудач и ошибок, человек нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали ему справиться с задачей. В личной жизни эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Чтобы преодолеть такого рода затруднения, необходимо познать те явления, которыми они обусловлены, установить законы их развития. Эти проблемы имеют большое практическое и социальное значение.

Воспитание эмоций – главное направление в данном курсе. Речь идет об обогащении эмоций, развитии чувства прекрасного, выработке дифференцированности и адекватности эмоций, терпимости к людям, переключению эмоций в сферу положительных, созидательных взаимоотношений.

Наиболее эффективными для людей пожилого возраста стали занятия, на которых применялись элементы танцевальной, телесной, гештальт-терапии, релаксация, ролевые игры.

Согласно К. Рудестаму, к телу и разуму танцевальные терапевты относятся как единому целому. Ключевым является убеждение, что с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.

Танцевальная терапия способствует:

1. Расширению сферы осознания клиентами собственного тела, его использования и возможностей, что повышает физическое и эмоциональное здоровье.  

2. Повышению самооценки путем развития более положительного образа тела.

3. Совершенствованию посредством группового опыта социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков.

4. Приведению клиентов в контакт с их чувствами путем установления связи с движениями.

В групповой работе мы постоянно применяем метод коллективной психотерапии – музыкотерапию.

Мы провели методом наблюдения влияние музыки на коллектив и отметили следующие характерные черты:

1. Музыка способствует установлению контактов и откровенности в группе.

2. Музыка выявляет эмоциональную структуру группы ( эмоциограмму).

3. Музыка способствует эмоциональному отреагированию.

Исследователи установили, что прослушивание музыки И.С. Баха оказывает благоприятное воздействие на нервную систему всех групп испытуемых, так как ритмы произведений Баха совпадают с ритмом внутренней пульсации ДНК.

«Знания, полученные на занятиях по «Культуре эмоций», способствовали возникновению желания у слушателей жить с интересом, постоянно совершенствоваться. Многие слушатели, благодаря полученным знаниям смогли преодолеть депрессию и горе»,- пишет в своем отзыве зав. дневным отделением Заволжского Центра социального обслуживания Медведчикова Н.А.

«На занятия я пришла в состоянии глубокой депрессии, в которой находилась уже шесть месяцев. В результате депрессивного состояния появилось много болезней. Изменения, которые произошли со мной после пройденного обучения, удивили меня. У меня появился интерес к жизни. Я стала выходить из своего «квартирного каземата». Я поняла причины всех своих проблем. Я начала заниматься собой. Я научилась любить себя и принимать других людей такими, каковы они есть…» (Баранова Т.Г.)

Неотъемлемой частью курса «Культура эмоций» стал дополнительно разработанный курс «Культура общения».

Курс «Культура общения», расширяя компетентность пожилых людей в сфере общения, вооружая их психологическими знаниями, помогает преодолеть трудности коммуникации, присущей пожилому возрасту. Занятия по данным курсам проводятся по программам, представленным ниже.

Программа курса «Культура эмоций»

                                         « Я сердце Ваше так настрою,

чтоб жизнь Вам       радостью была».

                                                                                                            В.Боков.              

Занятие 1. Нравственные причины возникновения трудных жизненных ситуаций.

Эмоциональная сфера человека. Эмоция. Чувство. Поступок. Холистический треугольник. Ментально-духовная сторона «холистического треугольника. Химическая сторона «холистического треугольника». Физическая сторона «холистического треугольнтка». Причины возникновения трудных жизненных ситуаций. Жизнь не «по натуре». Временное проживание жизни.  

Занятие 2. Эмоциональные причины возникновения стрессов.

Общий анализ человеческого организма. «Голова всему голова». Неприятие – путь от гипотонии к гипертонии. Г.Н. Сытин «Животворящий настрой» на исцеление органов. Техника словесных установок «Я верю во врожденную способность к исцелению». Три основных способа обретения веры (интеллектуальный, практический, личный). Упражнение «Я люблю себя». Медитация – «Освобождение от «токсинов эмоций». Тест «Ваша семейная история болезни». Проблема регресса. Тест «Ваша история болезни». Упражнение «Доверие». Коллективный рисунок «Я в этом мире». Упражнение «Ментальное молчание». Любовь к себе и самоуважение – путь к исцелению от гипотонии. Вера и прощение – спасение от гипертонии. Методика прощения.

Занятие 3. Как прекрасен этот мир

Гнев, раздражение, ненависть – источник болезней горла, печени, желчного пузыря. Печень – химическая сторона «холистического треугольника». Холистическая сомооздоровительная практика. Упражнение «Освобождение от гнева». Еженедельный оздоровительный план. Упражнение с пальцами рук «Оздоровление печени». Печень – «фабрика-фильтр». Токсины в крови, как основной источник болезней. Эмоциональные шлаки. Упражнение «Глаза в глаза». Прощение – путь к исцелению. Японское искусство любования – источник любви и гармонии. Упражнение «Я – цветок». Методика оздоровления через концентрацию внимания на больном органе. Упражнение «Отображение». Медитация «Целебные мгновения». Коллективный рисунок «Пойми меня».

Занятие 4. Исправь судьбу свою

Злость, зависть, жадность, корысть – путь к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Методика воспитания доброжелательности, порядочности, чувства «принятия» окружающего мира. Желудок – место №1, где закладывается здоровье. Визуализация «Разговор с органом». Пища материальная и эмоциональная, ее влияние на здоровье человека. Тест «Ваша «жизненная стратегия». Какая она?» Методика работы с больным желудком. Упражнение «Кто из нас прав?» Кишечник – место № 2, где закладывается здоровье. Амбиции, тщеславие, гордыня – путь к проблемам с кишечником. Методики исцеления желудочно-кишечного тракта. «Злаковый пост». Роль религиозных постов в ментальном, физическом и духовном очищении человека. Упражнение «Сжигание болезни».

Занятие 5. Возвращение к здоровью

Страх – причина болезней сердца и почек. Сердце – «седалище души». Методика избавления от страхов и тревожности. Упражнение «Избавление от страха». Страх и чувство вины – эмоциональные вампиры. Истина находится в нас самих. Зависимость состояния здоровья от веры и любви. Упражнение «Пребывание в сердце». Коллективный портрет Сердца. Любовь, Радость, Мудрость – источники здоровья сердечно-сосудистой системы. «Кровь – река жизни». Упражнение «Настроение». Массаж пальцев рук с целью оздоровления сердца. Коллективный танец «Я дышу, потому что люблю…». Почки – программа жизни человека. «Истощение почек – это истощение жизненных сил человека. Духовный закон меры». Методика очищения почек. Визуализация на укрепление иммунитета. Упражнение «Мои впечатления».

Занятие 6. Движение – жизнь

Снятие отрицательных эмоций через движение. Танец, как выражение скрытых человеческих эмоций. Человеческое тело – инструмент выражения танца. Спонтанный танец «Я – животное». Выход на собственные ритмы. Голос моего тела. Танец, как средство разрешения эмоциональных проблем. Упражнение «Следование за ведущим». Коллективный танец в парах. Игра «Ручеек имен». Упражнение «Встреча и прощание». Освобождение от подавляемых аффектов и душевного напряжения. Расширение сферы осознания своего тема и создание его положительного образа. Визуализация «Я – замечательный…».

Занятие 7. Искусство как источник положительного настроения и здоровья.

Оздоровление через рисование своих чувств и эмоций. Упражнение «Мой эмоциональный портрет». Работа в группах «Сотворение глиняного мира». Музыка Баха, как источник здоровья и долголетия. Индивидуальная работа «Письмо недоброжелателю». Работа в мини-группах по созданию картин «Голод», «Гнев», «Одиночество», «Усталость», «Скука», «Напряжение». Обсуждение «Что я чувствую?». Сеанс расслабления «Природы чудные мотивы…». Как стать счастливым? Тест «Оптимист я или пессимист?» Мудрость проживаемого дня. Упражнение «Пожелание друг другу».

Занятие 8. Тренинг общения «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любовь к себе – главный источник любви к другим. Измени себя – и мир изменится вокруг. Счастье – состояние души. Упражнение «Я хочу измениться». Сердце - чаша любви. Медитация «Объяснение себе в любви». Игра «Комплимент в одном слове». Эмпатия. Сопереживание. Сорадование.

Занятие 9. «Позвоночник – ключ к здоровью»

Эмоциональные причины возникновения заболеваний позвоночника. Тест «Есть ли у вас остеохондроз шейного отдела позвоночника? Один из путей к исцелению – гибкость мышления. Гимнастика «Оздоровление позвоночника». Грудной отдел позвоночника: причины проблем. Радикулит – болезнь судьбы. Аффирмация «Разговор с позвонками». Позвоночник – главный энергетический канал в организме. Ролевая игра «Нас выбирают, мы выбираем…».

Занятие 10. «Болезни судьбы».

Накопленная обида – одна из причин возникновения рака. Любовь и прощение – путь к исцелению. Упражнение «Живые руки». Ревматизм – болезнь критиканства. Работа с проблемными ситуациями из жизни участников группы. Алкоголизм. Творческая работа «Рисунок левой рукой». Несчастные случаи – закономерность или случайность? Ток-шоу «Я притягиваю несчастье». Рассеянность: как с этим бороться?

Курс "Психологические особенности пожилых людей: через кризис к успеху"

Секарева Н.Б., кандидат психологических наук, преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Психологические особенности пожилых людей: через кризис к успеху

Коренные сдвиги в демографической структуре народонаселения мира уже более чем десятилетие вызывают озабоченность мирового сообщества. Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН с начала 80-х годов. В Европе, начиная с 70-х годов, практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества. На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию.

Параллельно в среде ученых и практиков-геронтологов, социальных работников разрабатывается концепция так называемой «успешной» старости. Речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте, как естественного цикла жизни человека, который никто не может избежать.

Старость и старение вышли на уровень глобальных проблем человечества с массой нерешенных социальных, экономических, культурных и медицинских задач по обеспечению и созданию оптимальных условий жизнедеятельности пожилых людей.

Процесс старения и продолжительность жизни, старость и смертность обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых живут люди, старение и продолжительность жизни в большей степени социальные явления. Процесс старения имеет собственную специфику в различных эпохах и культурах для различных слоев и групп.

Знание биологических процессов старения позволяет найти социальные меры и возможности сохранить телесную и духовную значимость, свойственную пожилому и старческому возрасту.

Темп и характер старения человека связаны как с врожденными факторами, так и с влиянием окружающей среды. Условно различают нормальное или физиологическое старение, и преждевременное старение. При физиологическом старении человек до глубокой старости остается практически здоровым, он способен к самообслуживанию, сохраняет активность и интерес к окружающему миру. Преждевременное старение характеризуется ранним развитием возрастных изменений. Оно в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями и воздействием отрицательных факторов окружающей среды. В связи с тем, что процесс старения у людей протекает индивидуально и состояние организма стареющего человека часто не соответствует возрастным нормам, появилась необходимость в разграничении понятий календарного и биологического возраста.

«Календарный возраст – это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения.

Биологический возраст – это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека».

Биологический возраст может не совпадать с календарным, в частности, предшествовать ему в связи с преждевременным старением. Определение биологического возраста и его несоответствие календарному имеет большое практическое значение в профилактике и лечении заболеваний, решении вопросов профессионального устройства, рационального образа жизни, активного долголетия.

Старость – это не просто снижение функциональных возможностей организма, а сложная, качественно своеобразная перестройка организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне их спада.

В.Д. Альперович предлагает различать «следующие виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологическая – состоянием здоровья, совокупность соматических отклонений организма. Биологическая – самоощущением человека своего места в возрастной структуре. Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. В социальной старости индивида растворено социальное время общества, в котором он живет. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.

Процесс старения отдельных групп населения происходит не одинаково. Характеризуя категорию пожилых людей как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения:

- от 60 до 74 лет – пожилой возраст;

- от 75 до 89 лет – старый;

- от 90 и старше – долгожители.

Наряду с процессом старения, в организме человека развиваются приспособительные адаптационные механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости.

И.В. Давыдовский утверждает, что старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Комплекс процессов восстановления, направленных на замедление старения, является новообразованием в пожилом возрасте.

На пожилого человека воздействует взаимно связанная группа биологических и социальных факторов развития, результатами которого является формирование нового статуса личности в позднем возрасте.

Амплитуда изменения личностных качеств может служить отражением как естественных процессов замедления старения, так и влияния неблагоприятных факторов социального характера.

В соответствии с адаптационно-регуляторной теорией, которую разработал В.В. Фролькис, в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, на поддержание его гомеостаза, на увеличение продолжительности жизни.

Таким образом, темпы и качество процессов старения обусловлены совокупностью социальных, биологических и психологических причин.

По мнению Б.Г. Ананьева, социологически старость подразумевает изменение социально-экономических параметров: трудового статуса, содержания работы, отношений к ней как к источнику доходов и материального благополучия и вытекающих отсюда изменений в выполняемых социальных ролях. В психологическом плане с нею связаны такие психосоматические и личностно-характерологические сдвиги, которые влияют на работоспособность, общение, самооценку. Старость не обозначает обязательного спада всех форм деятельности и потребностей, но представляет собой их противоречивое преобразование.

Б.Г. Ананьев полагает, что нельзя считать все потенциалы личности «исчерпанными» в процессе старения индивида, и задача как раз состоит в том, чтобы найти более рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жизненного цикла, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением социального опыта. Продолжение в разных видах общественно полезной деятельности является важнейшим условием морального и психического здоровья пожилых и старых людей.

Процесс социальной адаптации пожилого человека предполагает активные действия социума по оказанию помощи пожилым людям в адаптации к среде. Социальная среда может являться фактором замедляющим, или, напротив, ускоряющим преждевременное старение .

Разработанная ВОЗ концепция «образа жизни», приобретает все большее значение в понимании влияния социальной среды на процесс старения человека. Понятие «образ жизни» в науке трактуется, как широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимается также количество и качество потребностей человека, человеческие отношения, эмоции и субъективное их выражение.

По мнению Г.М. Москалец и Н.Н. Сачук, концепция образа жизни, имея в виду ее применение в социальных исследованиях, – это установившаяся система форм и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей при определенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена тесная связь между образом жизни, состоянием здоровья пожилых и старых людей и уровнем их адаптированности. Рассматривая «образ жизни» с социально-гигиенических позиций, они признают доминирующую роль состояния здоровья при анализе образа жизни пожилых людей.

Т.В. Карсаевская считает, что здоровье пожилых людей «выражается не столько в способности к трудовой и общественной деятельности, сколько в сохранении общей работоспособности и общественной активности… Здоровье пожилого выражается в таком физическом, психическом и нравственном состоянии, которое позволяет ему оптимально для данной возрастной группы без существенных ограничений, ущемляющих конкретную личность, осуществлять общественно - полезную деятельность».

В уставе ВОЗ здоровье определяется как отсутствие психических и физических дефектов, а также состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Важно отметить, что два из трех критериев определения здоровья есть категории психологические. Наиболее распространенными областями исследования здоровья является адаптация человека к среде.

Ананьев А.А. считает, что «здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В какой-то мере приведенное определение соответствует пониманию здоровья как динамического равновесия функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы внешней среды представляет собой не что иное, как болезнь.

Нельзя не согласиться с мнением Альперовича В.Д. о том, что социальные характеристики человека оказывают решающее воздействие на его здоровье, хотя и не отрицает того факта, что люди – биологические существа. Автор, опираясь на исследования, утверждает, что здоровье пожилых людей только на 8-10% зависит от здравоохранения, тогда как от социальных факторов на 65-70% .

В.В. Ананьев придерживается мнения, что в модели обусловленности здоровья «определяющими факторами риска являются: образ жизни – 50-55%, внешняя среда – 20-25%, генетический риск – 15-20%, здравоохранение -8-10%. Он утверждает, что через познание и улучшение психологической составляющей здоровья можно не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать всего человека вместе с его здоровьем .

Предупреждением преждевременного старения сегодня должны занима­ться не только органы здравоохранения, но и другие институты общества: экономические, производственные, социальной защиты, семьи. Ученые многих стран ставят вопрос о соотношении хронологического возраста старости с его социальными характеристиками, о необходимости пересмотра существующих представлений о пожилых и старых людях.

Одним из важнейших условий благополучного образа жизни людей третьего возраста является повышение их качества жизни.

Качество жизни – это интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах и структурах, выражающая степень его социальной свободы, возможности всестороннего развития и реализации его способностей и жизненных планов. Такой критерий, как качество жизни, хотя носит и субъективный характер, тем не менее, на сегодняшний день это один из важнейших результатов социальной работы.

Качество жизни пожилых людей в нашей стране является более низким по сравнению с качеством их жизни в трудоспособном возрасте. Как считает  Г.П. Медведева, «… это обстоятельство является, наряду с возрастным ограничением жизнедеятельности, основной причиной, вследствие которой, пожилое население нуждается в адекватном компенсирующем воздействии социума с целью максимального приближения к общепринятому на данном этапе           стандарту жизни, с учетом возрастных потребностей и возможностей пожилых граждан на основе оптимизации оценки их места и роли в обществе».

Сохранность личности обеспечивается до самой физической смерти человека в том случае, если он не утрачивает связи с социальным окружением, проявляет активность в жизни и стремится реализовать свои насущные потребности на новом уровне. Старость и есть тот новый уровень, на котором самоактуализация так же важна, как и на других этапах жизни.

Старость – это возрастной кризис личности, который, по определению Л.С. Выготского, обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека.

Кризисное состояние можно обозначить как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также дисбаланс нервного и соматического состояния личности. Последний кризис переживается во время старения.

Краснова О.В. считает, что, несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости, в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость - с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии».

В.В. Козлов считает, что аналогом, семантически близким к понятию «личностный кризис», является кризисное состояние – временная ситуационная или внутренне обусловленная дезинтеграция личности.

Первая – позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивности личности, повышением адаптивности и общей витальности, а также увеличением творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К ним мы можем отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности.

Вторая – негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к аутизации личности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти.

О.В. Краснова и А.Г. Лидерс выделяют следующие компоненты целостной модели психического здоровья, способствующие успешному преодолению кризиса позднего возраста:

  1. личностный рост: открытость новому, способность развиваться;
  2. принятие себя, своего опыта: позитивная оценка своей жизни;
  3. жизненные цели: переживание как осмысленной, чувство «направленности» жизни;
  4. способность организовывать свою жизнь: компетентное управление тем, что окружает, внутреннее чувство контроля над своей жизнью, возможность использовать разные возможности в жизни;
  5. позитивное отношение: способность брать и давать, позитивные чувства к другим;
  6. автономию: способность противостоять социальному давлению, самостоятельность в определении места в жизни, наличие личностных стандартов.

Возраст 60-65 лет – это период возрастного кризиса, связанного с выходом человека на пенсию. Прекращение трудовой деятельности в пожилом возрасте нередко сопровождается кризисами деятельности.

Наиболее типичными кризисами деятельности бывают кризис операционной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизни: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше».

Операционный кризис (как жить?) наиболее открытый, разрешимый и простой. Задаваясь этим вопросом, человек не сомневается, стоит ли жить вообще, он теряет лишь метод (способ) жизни. В этом случае человек оценивает пройденный путь, определяет реальные перспективы для себя, сравнивает достижения и потери. В любом случае здесь легче найти пути преодоления кризиса, потому что не возникает вопросов: для чего и зачем вообще жить дальше?

Кризис мотивационно-целевой стороны жизни и деятельности – это противоречия между живой потребностью человека в творчестве, самореализации, в полноценной жизни и разрушением того же механизма деятельности, который преобладал в жизни человека до этого периода. Этот кризис содержит в себе ключевые вопросы «как?» и «для чего?».

Изменить или же найти новый побудительный стимул, сформировать новую потребность – эти непростые задачи стоят перед человеком в пожилом возрасте.

Кризис смысловой сферы внутреннего мира человека – самый тяжелый кризис. Вся энергия психики идет по пути разрушительной деятельности и, приобретает тенденцию острого противоречия между «быть» или «не быть». Реакция преодоления в этом случае характеризуется резким изменением мироощущения, мрачной стороны мировоззрения, суждений и оценок, видоизменением всей системы ценностей человека. Наблюдается стойкое снижение настроения, мрачность прогнозов, скованность воли и снижение самооценки личности.

Для этого кризиса характерны депрессия и пессимизм. Психотерапевты подобную реакцию называют ситуацией искусственного преувеличения стресса, т.к. человек своим бескорыстным поведением и некритичным отношением к себе создает благоприятные условия для жизненного сбоя.

Многие авторы обращают внимание на то, что старость сама по себе не несет трудности и лишения, и наибольшей проблемой становится процесс вхождения в собственную старость. Этот процесс более легок для тех, кто жизненными условиями был многократно вынужден изменять свое поведение. Большую роль играют такие факторы, как степень интеграции личности, эмоциональное равновесие, отсутствие невротических симптомов, а также психологическое принятие собственной старости.

Если пожилой человек занимается значимой для него деятельностью, то активизируются компенсаторные механизмы личности, в меньшей степени страдают интеллектуальные процессы, а в некоторых случаях происходит интеграция на высоком уровне сохранных психических процессов.

Одной из форм реализации потенциальных возможностей и вместе с тем способом психотерапевтического воздействия является образование пожилых людей, организованное по принципу различных программ психолого-педаго­гической направленности. Образование в пожилом возрасте позволяет, с одной стороны, расширять старые и прививать новые интересы, с другой стороны, это способствует установлению, углублению и поддержанию социальных контактов. В представлении пожилых людей информационно-образовательные центры являются социально значимым институтом, где у пожилых формируется новая социальная роль, возникает духовная общность людей. Активная деятельность поддерживает социальную полезность пожилого человека, укрепляет представление о его новом социальном статусе, вырабатывает адекватную позицию старых людей к окружающей их жизни. Участие в образовательных программах способствуют преодолению усиливающейся социальной изоляции, а также создает для пожилых людей средовые условия, которые адекватны социальному функционированию людей в обществе.

Курс "Христианство и мировая культура"

Пургина Л. Г., преподаватель информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославском областном обществе «Знание»

Христианство и мировая культура – один из наиболее востребованных курсов.                         

  Еще в 19 веке русские философы В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.И.Ильин утверждали, что для России при смене веков характерно возрождение духовности, интерес к изучению основ религии, как составной части общей культуры личности. Филисов, математик и богослов писал о том, что слова «культ и культура» имеют общий корень, поэтому через изучение и понимание христианского культа любой русский человек придет к пониманию достижений мировой культуры.

Игорь Северянин в 1935 году писал:

«На Восток, туда, к горам Урала

Разбросалась странная страна,

Что не раз, казалось, умирала,

  Как любовь, как солнце, как весна.

  И когда народ смолкал сурово,

  И, осиротелый, слеп от слез

  Божьей волей воскресала снова –

  Как весна, как солнце, как Христос»

Поэт назвал свое стихотворение необычным, придуманным им самим словом – «Предвоскресье». Это хорошее слово: оно наполнено светлым ожиданием любви, счастья, покоя, тепла.

И обязательно растает лед, сковавший Россию – это лед наших охладевших сердец – лед нашей бездуховности, внутренней пустоты и неприкаянности. Воскресенье, возрождение нашей Родины начинается сейчас с обращения к вечным христианским ценностям: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 послание коринфянам глава 13;13) – писал 20 веков назад апостол Павел.

Программа «Христианство и мировая культура» базируется на следующих принципах и подходах рассмотрения религиоведческих, теологических и исторических проблем: это антропоцентрический, познавательный и культурологический подходы.

Изучение курса начинается со знакомства с основными этапами формирования религиозных представлений о мире и человеке. История религии изучается, как элемент общей культуры, поэтому цивилизованный подход автор считает необходимым и достаточным.

Археологические и научные доказательства утверждают, что 40 тыс. лет назад возникли первые религиозные верования, процесс формирования человека шел одновременно с формированием религиозных взглядов и обычаев.

Особый интерес у слушателей курса вызывает вопрос о функциях религии. Когда психолог, работающий с пожилыми людьми, обращается к духовным ценностям христианства, особое значение имеет психотерапевтическая функция религии.

Если рассматривать религию, как составную часть общественной жизни, то основными функциями религии являются:

Мировоззренческая функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии как способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Религия также выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.

Религия оказывает огромное влияние на мировоззрение человека.

Мировоззрение – это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно назвать также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех.

   Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей.

   Один из полюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолевать отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают или сходят с ума. А это тоже не перспектива, Религиозное утешение – это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том ,что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

         Курс «Христианство и культура» дает возможность достаточно глубокого изучения символики иконописи, знакомятся с особенностями иконографии Святой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых, праздников. Что значат золотая полоска на плече Иисуса Христа или звезды на плате Девы Марии? Каков смысл часто встречающихся в церковном искусстве изображений ангела, льва, тельца, орла? Зачем нужен иконостас, и каким принципам подчиняется размещение икон на нем? Какое смысловое значение имеют цвета, используемые в иконописи? На эти, как и на многие другие вопросы, можно найти ответ, изучая историю христианского искусства. Слушатели узнают об особенностях труда иконописца, об особенностях техники иконы, мозаики, фрески.

В рамках курса «Христианство и мировая культура» рассматриваются особенности византийской и древнерусской художественной культуры. Слушатели изучают основные этапы развития христианского искусства Древней Pycи, знакомятся с особенностями местных художественных школ - псковской, новгородской, московской и т.д. Особое внимание уделяется творчеству Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Прослеживаются основные этапы в истории христианской храмовой архитектуры, анализируется пространственно - временная символика православного храма и богослужения, синтез различных видов искусств в православном богослужении. Рассматривается влияние богослужения на образы и формы церковного искусства.

Курс «Христианство и мировая культура» дает возможность разобраться в том, чем святоотеческое учение о прекрасном отличается от представлений классической (античной) эстетики, вникнуть в богословское осмысление искусства и основных эстетических категорий.

От людей, далеких от Церкви, нередко приходится слышать, что они "не воспринимают" церковное искусство, не понимают его символики, считают его "недостаточно эстетичным", а иногда даже "примитивным". Одна из причин таких суждений ­неосведомленность о том, что является смыслом и содержанием иконы. Икона создается, прежде всего, для молитвы, ее главное предназначение - служить окном в горний (высший, небесный) мир. И с этим ее предназначением связаны и особенности ее "языка" - "плоскостность", аскетичность, своеобразие ее пространственно-временного построения, символическое использование цвета и света. Чем лучше человек узнает иконописное искусство, тем глубже он начинает понимать само христианство. Есть немало примеров, когда профессиональные искусствоведы, начинавшие изучение иконы с чисто "эстетической точки зрения", по мере погружения в мир тех ценностей, о которых повествует икона, приходили к глубокому внутреннему перевороту.

Программа предусматривает обзор мировых религий: буддизм, христианство, ислам по следующим позициям – основы вероучения, время и место возникновения и краткое содержание основных религиозных книг, численность людей, исповедующих данную религию, географические границы.

Главное внимание, разумеется, уделено истории возникновения христианства, этапам его формирования.

Курс предусматривает краткое изучение научных доказательств возникновения христианства: юридических, документальных, археологических, а также артефактов и воспоминания современников.

Цель курса – познакомить и изучить историю создания Библии, назвать ее авторов, понять ее основные положения и содержание.

Эта книга не только интересна и увлекательна, но и с научной точки зрения необходима для ученых-историков, философов, археологов и т. д. Для всех кто ее читает и старается понять - эта книга дает ответы на многие вопросы.

Не случайно ее называют КНИГОЙ ЖИЗНИ.

Отправить заявку

Введите контактные данные для связи с Вами. Наш менеджер в кратчайшие сроки перезвонит Вам, чтобы уточнить детали заказа.