г. Ярославль, ул. Свободы, 46
(4852) 64-70-50

Новости

В Ярославле апробировано новое направление в работе с людьми зрелого возраста

       Успешно завершен проект Ярославского областного общества «Знание» совместно с Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и Ярославским государственным университетом им. П.Г.Демидова по обучению пожилых людей иностранному языку.

       Цель проекта: повышение ресурсности людей пожилого возраста через освоение сложных программ обучения, связанных с повышенными требованиями к тренировке памяти, произношения, практического общения и снятия барьеров в новом ментальном поле.

       Особенность проекта: применение профессионального психологического инструментария для конкретной предметной области знаний, в данном случае - в освоении иностранного языка.

       Если в Ярославле в районе улицы Свободы вдруг вы встретите очаровательных дам, которые приветствуют друг друга исключительно фразами «Hello!», «How are you?» и «I am fine, thank you!», не удивляйтесь: перед вами участники курса английского языка Центра «Золотой возраст».

       Для языкового курса группа была довольно большой – 16 человек. Но данный курс стал уникальным как с точки зрения возраста участников – всем участникам более 60 лет, так и с точки зрения их мотивации. Ведущему любой группы важно понимать, зачем на занятия приходит каждый из слушателей, ведь мотивация в данном случае у каждого своя. Помогать внукам делать уроки по английскому языку; слушать музыку и понимать смысл английских песен; общаться с близкими родственниками, живущими за рубежом и не говорящими по-русски; легко ориентироваться на англоязычных сайтах в интернете; поддерживать свою умственную активность и тренировать память – это далеко не полный список задач, которые поставили вначале курса участники. Поэтому уделить внимание каждому из участников стало важной задачей ведущей.

       Нужно сказать, что все участники группы прикладывали большие усилия к тому, чтобы освоить материал, понять смысл каждого нового слова или оборота. Они не только тщательно выполняли домашние задания, но и активно подходили во время перерывов, чтобы задать вопросы или попросить проверить дополнительно составленные предложения. Как преподаватель, я была приятно удивлена старанием участников и стремлением «унести» с занятий как можно больше! Благодаря этому они сделали действительно большие успехи. Перед одним из занятий одна слушательница начала произносить по-английски слова, которые дополнительно посмотрела дома, выполняя задание, а сидящая напротив нее дама на чистом английском спросила: how do you spell that? - и первая стала диктовать правописание слова по буквам. Тогда я повернулась и сказала им с улыбкой: наверное, я свою задачу как преподаватель уже решила, дальше вы можете и без меня!

       Были в курсе и определенные сложности. Различный стартовый уровень участников потребовал продумывания логики каждого урока для того, чтобы более опытным было интересно, а совсем начинающим – понятно. Также и материалы учебника необходимо было, где возможно, «выравнивать» по темпу прохождения материала, количеству повторений, иногда – по тематике. Ведь человек лучше всего запоминает то, что ему личностно близко и значимо, поэтому многие упражнения были нами выполнены в режиме от первого лица вместо повторения реплик учебника.

       Благодаря сотрудничеству с Управлением международных связей ЯрГУ им. П.Г. Демидова, несомненным украшением курса стало участие занятиях Эмили Хоппер, 24-летней студентки из Великобритании. Эмили на протяжении данного семестра учится в Демидовском университете и очень уверенно осваивает русский язык. За время курса она провела несколько коротких презентаций для группы, рассказав о своей жизни в Англии, о типичных английских выходных и традиционных блюдах, показав прекрасные виды Манчестера, Шеффилда и Лондона. Она также отвечала на все наши вопросы о том, как же «на самом деле» употребляют то или иное слово англичане.

       По словам самой Эмили, «Быть частью этих занятий было настоящим удовольствием. Мое участие в курсе было меньше сфокусировано на преподавании официального английского языка, но являлось больше возможностью поместить английский язык в реалистичный контекст через представление различных аспектов Британской жизни. Участники группы имели возможность узнать некоторые слова, которые в ином случае не встретились бы в их учебнике, и, в общем, моя часть была скорее неофициальной, и, надеюсь, приятной для всех!».

       На заключительном занятии слушатели выразили благодарность всем организаторам и преподавателям курса, многие обозначили желание продолжать изучение английского языка. В качестве пожеланий было предложено давать еще больше домашних заданий между встречами (что еще раз показывает мотивацию к языку!), использовать больше работы в парах и продолжать применять игровые задания, которые так понравились участникам.

       Особенно важной для слушателей оказалась доброжелательная атмосфера занятий, которая позволила одним преодолеть внутренние барьеры в разговоре на иностранном языке, другим почувствовать и развить свои способности, третьим – приобрести новых друзей, с которыми они намерены продолжать общаться за пределами курса, в том числе в качестве тренировки – на английском языке. А благодаря участию в занятиях Эмили Хоппер, как произнесла одна из слушательниц, «теперь нам Англия стала понятней и ближе!».

Надежда Головчанова
канд. психол. наук, старший преподаватель
кафедры консультационной психологии
ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Ярославль, 18 апреля 2016 г.

IMG 7409

 

IMG 7407

IMG 7408

 

IMG 7410

IMG 7422

IMG 7436

IMG 7437

IMG 7438